Найти тему
Культ Культуры

История цвета. Политики бывают не только красные или голубые, но и фиолетовые

Что такое цвет? Нам кажется, что мы все знаем о величии золотого, чистоте белого, агрессивности красного, царственности пурпура. На самом деле эти эпитеты цвета просто эпитеты (как у дедушки Фрейда - просто "бананы"). Потому что цвет - это свет. Источником света во Вселенной являются звезды. Или взорвавшиеся реакторы. Или лампочки. В любом случае источник света не создает его смыслы. Смыслы создает человек. И за всю свою историю человек придумал немало значений для цвета. Теперь, забыв причины возникновения, мы пользуемся этими значениями по большей части интуитивно: покупаем красные платья, черные авто, красим стены в цвет оливок и проч.

Чтобы разобраться с истоками смыслов и их трансформациями заглянем в прошлое и современность.

Начало истории цвета тут. Черный. Красный. Желтый. Зеленый. Синий. Фиолетовый.

История использования фиолетового в политике насчитывает множество тысячелетий. Древние правители Востока, Греции и Рима - императоры, фараоны, чиновники, сенаторы - неизменно обращались к этому цвету, чтобы выделить себя, обратить внимание нижестоящих.

От Средних веков к Новому времени маркеры земной власти из пурпура ушли, сменившись акцентами на власти небесной. Церковные лидеры решили забрать его к себе, подчеркнув свое право посредничества между Богом и людьми - правом на пурпурную сутану. Папы и кардиналы были полноправными игроками на политической арене Европы: они оказывали значительное влияние на всё происходящее. Помните Ришелье?

Ришелье
Ришелье
Эль Греко портрет кардинала-инквизитора Ниньо де Гевара
Эль Греко портрет кардинала-инквизитора Ниньо де Гевара

Светским правителям цвет оставили. Но он стал обозначением королевского траура, а не права на власть. Вплоть до 20 века вместо черного в знак скорби монархи и принцы носили глубокий фиолетовый.

С развитием естественных наук эти религиозные и "властные" смыслы растворились. Начался общий для всей культурной палитры процесс обесценивания прошлой значимости и становление новой.

Сегодня к фиолетовому в политике относятся настороженно. Он слишком заметен физически (густота волны света), навязчив. Потому политтехнологи и имиджмейкеры держатся на расстоянии от пурпура при создании рекламной продукции разного рода и образа опекаемого политика. Только в том случае, когда требуется акцент, пурпур становится ведущим.

Елизавета II вообще к ярким цветам относилась очень хорошо, так как считала, что подданные должны видеть ее издалека
Елизавета II вообще к ярким цветам относилась очень хорошо, так как считала, что подданные должны видеть ее издалека

То же характерно и для современной экономики - маркетологи сторонятся мощи фиолетового.

-5

По опросам, в России его предпочитают среди товаров других цветов только 40 % респондентов, а в США и Центральной Европе он отвергается в целом. 50% азиатов предпочтут этот цвет другим.

В следующей истории поговорим о пурпуре в литературе. Бастинда в "Изумрудном городе" очень любила его.