Многие работники компаний заявляют, что руководители больших организаций – довольно закрытые люди, демонстрирующие минимальные эмоции. И это встречается в эпоху глобализации и всемирной открытости. Не все менеджеры смогли понять, что эмоциональность и открытость лидера ведёт к повышению эффективности команды. Откуда появилась такая теория и почему тренд на открытость важно соблюдать – в нашем новом материале.
Программисты создают не только программы
Культура открытости пришла в мировую культуру бизнеса из IT-сферы. Создатели открытого программного обеспечения (программы, у которых исходный код нигде не скрыт, любой человек может свободно менять его для своих потребностей) попробовали свои принципы и на культуре компании.
Ярчайшим примером компании такого типа можно назвать Red Hat, создателей открытой к редактированию операционной системы Linux. Основанная ещё в 1993 году, они одними из первых предположили, что открытый лидер способствует работоспособности компании. Иерархическая система организации показала меньшую эффективность в течение истории. Сотрудников нельзя все время заставлять что-то делать, зато им можно дать базовую информацию и пространство для творчества. Результат – лишь дело времени и искусных лидерских качеств, заключающихся в постоянной поддержке. В лидере такого толка есть самое главное – увлечение целью, что вдохновляет и остальных не стоять на месте.
С 2019 года Red Hat является дочерней компанией IT-гиганта – IBM, а её рыночная стоимость оценивается в 80 миллионов долларов.
Так кто же такой открытый лидер?
Тренер, сокомандник, партнёр. Точно не командир. Каждый сотрудник в какой-то мере лидер в такой системе координат. Настоящий лидер направляет рабочий коллектив в нужное русло, при этом сам принимает большое участие в деятельности компании.
Описанный выше строй команды контрастирует с привычной нам иерархической системой, когда работника принуждает что-то сделать «человек сверху». Глава в такой структуре побуждает относиться к себе без должного доверия, сотрудники в какой-то момент времени могут перестать действовать во благо общей цели.
Такой лидер также должен быть довольно уязвимым. Подразумевается тут не то, чтобы руководитель плакал по поводу и без при малейших проблемах. Исследования профессора Хьюстонского университета Брене Браун показали, что уязвимость – прекрасная основа для доверительных отношений. Обыкновенный звонок коллеге, чтобы узнать о грядущих делах; помощь с тяжёлыми задачами, поставленными руководством; признание просчёта и готовность нести соответствующее наказание – вот что такое уязвимость в рабочем коллективе. Такие случаи усиливают связи между лидером и командой. Руководитель, что не боится показывать себя «настоящим» заставляет сотрудников чувствовать себя в безопасности на работе. А это первый шаг к успеху и инновациям.
Информацию всем и каждому!
Если у сотрудников присутствует ощущение, что любая информация в компании распространяется свободно, без каких-либо препятствий, то они больше вовлекаются в её деятельность. Людям не нужно запрашивать откуда-то информацию в надежде её заполучить – ею свободно может поделиться любой коллега.
Сотрудники стримингового сервиса Netflix могут свободно высказывать любое мнение, в том числе отличное от корпоративного и общепринятого. Также в компании ввели практику свободного распространения финансовых отчётов. Помимо создания благоприятной атмосферы для работы, такой подход ещё и стимулировал сотрудников самих разбираться с важной и конфиденциальной информацией. Это значительно упрощает моменты коммуникации между подчинёнными и начальством.
Система взаимоотношений, строящаяся на открытости, ведёт к закономерному успеху в любых начинаниях. Чтобы обнаружить внутри себя задатки лидера, наш университет предлагает пройти курсы переподготовки на IT-Директора.