Найти тему
Полит-НН.Ру

Почти что враг

Решая проблему нехватки водителей общественного транспорта и связанную с ней проблему нехватки подвижного состава на линиях, среди прочих мер надо более серьезно задуматься о государственно-частном партнерстве и вообще о взаимодействии общественного и частного сектора.

Это проблема не сегодняшнего дня. Мне приходилось бывать на заседаниях экспертных групп, слушать городских чиновников, занимающихся общественным транспортом. И я обратил внимание, что они рассматривают «маршрутки» частных перевозчиков как нежелательного конкурента, которого нужно убрать с дороги.

То есть они относились к частному бизнесу не как к элементу, который помогает решить задачу обеспечения горожан транспортными услугами. Они смотрели на «маршрутки» как на конкурентов и стремились убрать их куда-то на периферию, на менее выгодные и востребованные маршруты. Что, собственно, и было сделано за последние годы.

Одно из направлений реформы общественного транспорта, если можно так назвать проводимую реорганизацию, это выделение основных маршрутов для муниципального транспорта и договоры с частными маршрутами на второстепенные линии. И это привело к тому, что людям стало хуже.

У бизнеса есть одно важное преимущество. Он очень активно двигается вслед за спросом и быстро улавливает его изменения. Госсектор менее разворотлив.

Взять хотя бы тот же популярный в Нижнем маршрут №71, перевозивший людей с площади Свободы в Сормово. Он был фактически отнят у собственника Каргина, был шумный процесс. Теперь это уже не частный маршрут.

Бизнес в последние годы вытеснялся из сферы пассажирских перевозок и это подавалось как позитивный процесс. Конечно, у частного бизнеса в сфере перевозок действительно были проблемы, главная из которых – недостаточное обеспечение безопасности пассажиров. На линию выходили недостаточно проверенные автобусы, иногда они ломались по дороге. Не все водители были достаточно подготовленными. И говорилось, что муниципальный транспорт в этом смысле обеспечивает бо́льшую безопасность, бо́льшую надежность.

Отчасти это верно. Но выдавливание частного бизнеса из сферы общественного транспорта стало приводить к тому, что нижегородцам приходилось реально дольше ждать автобусов на остановках – и многие это заметили еще в прошлом году.

Еще один важный момент. Каждый год мы видим, что старые маршруты меняются или исчезают, появляются новые. А это очень неудобно для населения: люди привыкают к маршрутам, к тому, как добраться из одной точки города в другую, в автобус или троллейбус с каким номером нужно для этого сесть. Необходимость переучиваться, запоминать новые схемы – это для людей крайне неудобно, особенно для людей пожилых.

Мы еще не знаем, как проявит себя введенная в сентябре схема, но неудобства люди уже заметили.

Что касается нехватки водителей, то эту проблему можно решать разными способами.

Можно вливать деньги – но есть ли лишние средства в региональном или городском бюджете? Можно увеличить допуск на рынок частных предпринимателей, при этом проверять – но не давить на них, а помогать.

Я не вижу решения вопроса в той системе взаимоотношений муниципального и частного транспорта, сложившейся в последнее время. Отношение к частному бизнесу как к сопернику, почти что как к врагу, и привело к тому, что мы сегодня имеем.

Закупки автобусов большой вместимости для муниципальных перевозок – дело хорошее. Но они не решают всех проблем, поскольку есть маршруты, где пассажиропоток не такой большой, но людям нужно ехать, в том числе поздно вечером.

Мне кажется, что городская власть недорабатывает, недостаточно учитывая интересы граждан и не давая бизнесу проявить себя в большей степени.

Не думаю, что мое мнение будет услышано, поскольку оно идет вразрез с нынешней тенденцией. Но ожидать, что государство полностью компенсирует имеющиеся провалы, не стоит.

Недавно произошло повышение цены проезда в общественном транспорте Нижнего Новгорода, и одной из причин была названа необходимость поднимать зарплаты водителям. Но повышение это оказалось не таким уж большим, оно не позволяет решить проблему кардинально. А более серьезного повышения власти допустить не могут по вполне понятным социальным причинам – людям и так нелегко.

Найденный компромисс в размере повышения стоимости проезда не вызовет серьезных протестов. А вот то, что приходится так долго ждать общественного транспорта, это людей раздражает гораздо сильней.

Чтобы решить эту проблему, на мой взгляд, нужно больше опираться на частную инициативу. Она может дать больше, чем дает сегодня.

Александр Мазин, профессор НИУ РАНХиГС