Найти в Дзене
Авто Энциклопедия

Первая советская маршрутка. Многоликий капотный автобус ГЗА-651

Говоря о советских автобусах, нельзя не упомянуть о самом массовом транспорте 50-60 х годов. ГЗА-651 разработан конструкторским коллективом Горьковского автобусного завода и затем выпускался на многих предприятиях страны. Необычный вид и удобство, сделали из

Государственный автосборочный завод был ГАЗом еще до открытия Горьковского автомобильного. Затем, когда последний был запущен - фактически существовало два предприятия с названием ГАЗ. Несмотря на то, что автосборочный стал филиалом автомобильного - нередко возникала путаница. До и во время войны автосборочный ГАЗ собирал разнообразную технику - от автобусов до фургонов, штабных и санитарных автомобилей. И только в 1946 "пошел на повышение" - стал Горьковским автобусным заводом.Единственным св СССР. Чтобы избежать недоразумений, сокращенно - ГЗА.

ГАЗ-51
ГАЗ-51

Горковский автобусный разработал и собрал собственный автобус в 48 году. Транспорт создали на базе популярного тогда грузовика ГАЗ-51. Он имел деревянный каркас, обшитый стальными листами. В салоне - 23 посадочных места, а у водителя - отдельная дверь. В следующем году, ГЗА-651 пошел на конвеер.

-3

Автобус, унифицированный с самым массовым грузовиком того времени был обречен на успех. Такая формула надежности гарантировала модели удобное техобслуживание, а соответственно и долгую жизнь. Однако, на Горьковском автобусном транспорт выпускали всего два года. А затем предприятие перепрофилировали. Причем, очень странным образом... С 1951 года завод стал Горьковским заводом радиоаппаратуры.

-4

Но история ГЗА-651 на этом не заканчивается...В 1952 году, так же неожиданно, Павловский завод автотракторных инструментов перепрофилируют в Павловский автобусный завод. Туда и передают всю документацию по производству ГЗА-651. Уже 5 августа 1952 года с конвеера сошли первые пять автобусов ПАЗ-651. Недорогая, массовая и доступная база автобуса быстро сделала его популярным. И пошло-поехало!

-5

Вскоре к производству автобусов подключились как автосборочные и реммонтные предприятия, так и крупные автомобильные заводы. Под разными названиями и в разных модификациях ГЗА-651 выпускался аж до 1973 года.

-6