Найти в Дзене
Отмороженные истории

Кий-остров и ведьмин колодец

Привет всем любителям истории и историй, а так же всем праздно скучающим в офисах😁 Гуляя по прекрасным каменистым пляжам Кий-острова, а вернее паркуря с одной прибрежной глыбы на другую, на северном побережье острова неподалёку от заброшенных ныне каменоломен наткнулась на так называемые ведьмины колодцы: чешеобразные углубления конической формы с непересыхающей никогда в них пресной водой. Помнится, лет 20 назад экскурсовод водила нас сюда и что-то рассказывала про них, но что, хоть убей, я по своему малолетству, не запомнила. Пришлось провести собственное небольшое расследование и вот что из этого получилось. На самом деле так называемые в народе ведьмины колодцы являются ничем иным, как жертвенными камнями чашечниками, распространёнными в эпоху каменного века и позже, вплоть до средневековья. Для справки: Чашечный камень или чашечник — вид культовых каменных сооружений (объектов), представляющих собой камень с одним или несколькими лунками или чашевидными знаками. Использовалис

Привет всем любителям истории и историй, а так же всем праздно скучающим в офисах😁

Гуляя по прекрасным каменистым пляжам Кий-острова, а вернее паркуря с одной прибрежной глыбы на другую, на северном побережье острова неподалёку от заброшенных ныне каменоломен наткнулась на так называемые ведьмины колодцы: чешеобразные углубления конической формы с непересыхающей никогда в них пресной водой. Помнится, лет 20 назад экскурсовод водила нас сюда и что-то рассказывала про них, но что, хоть убей, я по своему малолетству, не запомнила. Пришлось провести собственное небольшое расследование и вот что из этого получилось.

Камни рядом с ведьминым колодцем в настоящее время утратили своё  сакральное и магическое значение и служат просто местом отдыха и загорания отдыхающих. Но так было не всегда
Камни рядом с ведьминым колодцем в настоящее время утратили своё сакральное и магическое значение и служат просто местом отдыха и загорания отдыхающих. Но так было не всегда

На самом деле так называемые в народе ведьмины колодцы являются ничем иным, как жертвенными камнями чашечниками, распространёнными в эпоху каменного века и позже, вплоть до средневековья.

Для справки:

Чашечный камень или чашечник — вид культовых каменных сооружений (объектов), представляющих собой камень с одним или несколькими лунками или чашевидными знаками. Использовались с эпохи позднего палеолита (период каменного века с временным отрезком 40—12 тыс. лет назад) до Раннего Средневековья. 

Чашечники могут быть в виде выступа на скале или отдельно стоящего большого валуна. Он также может находиться в каком-либо сооружении, например, в каирне или дольмене. Такие сооружения имеются практически  по всему миру. В России широко распространены, в частности, на Среднерусской равнине  (знаменитое Чёртово городище в Козельске) и на Кавказе (знаменитые дольмены с чашечниками на горе Нексис).

Чертов колодец на Чертовом  городище в Козельске  является тем же сакральным чашечником, что и ведьмины колодцы на Кий-острове
Чертов колодец на Чертовом городище в Козельске является тем же сакральным чашечником, что и ведьмины колодцы на Кий-острове

 На Кавказе чашевидные углубления обычно встречаются на дольменах и на скалах. Иногда они усеивают крыши дольменов. Так, к примеру, на известном дольмене на горе Нексис Геленджикского района среди массы этих лунок имеются округлые фигуры из лунок или штрихов, внутри которых находятся также одна или больше лунок или крест, образуемый канавками.

Выявлена астрономическая и календарная символика многих композиций, образуемых лунками. Особенно это касается концентрических групп. Такие исследования были проведены на материале наскальных рисунков Дагестана.

Количество же «чашек» на камне может меняться от одной-двух до сотни и даже более. 

Главный из трёх ведьминых колодцев на Восточной стороне острова
Главный из трёх ведьминых колодцев на Восточной стороне острова

Большинство исследователей связывает камни чашечники с культом предков и богов Нижнего загробного Мира, о чем свидетельствует как археологическое окружение известных памятников этого типа, так и этнографические данные. В археологическом отношении наиболее характерной чертой «чашечников» является их привязка к погребальным сооружениям (в том числе и дольменного типа). Некоторые исследователи указывает, что «в местах наибольшей концентрации валунов с углублениями они находятся в комплексах с могильниками, поэтому можно предположить, что рассматриваемые памятники связаны с культом умерших».

Подтверждением этой гипотезы служит наличие совсем рядом от кийского камня с чашами заброшенного и заросшего мхом древнего обширного монастырского кладбища, ещё несколько лет назад пугавшего туристов своими зловещими надгробными плитами, ныне вывезенными в неизвестном направлении. Возможно, кладбище Онежской обители выросло на месте более древних захоронений, а существующая и поныне кладбищенская церковь стоит на месте древнего языческого культового сооружения или капища (всем известная раннехристианская традиция на Руси ставить храмы и церкви на месте древних языческих святилищ).

Кладбищенская (ныне восстанавливаемая) церковь на месте древних захоронений на Кий-острове
Кладбищенская (ныне восстанавливаемая) церковь на месте древних захоронений на Кий-острове

Как известно, важнейшее место в структуре практически любого традиционного ритуала занимает акт принесения жертвы — не важно, доминирует ли он в ритуале или выполняет внешне второстепенную функцию. Соответственно, большинство традиционных святилищ в качестве одного из своих элементов содержат жертвенник, т. е. некий сакральный объект, на котором и совершается собственно жертвоприношение. Сейчас доподлинно установлено, что в древности многие «чашечники» служили именно жертвенниками. В чашеобразные рукотворные углубления оставлялись приношения в виде еды или воды, и умершие предки по легенде должны были подкреплять здесь свои силы  перед долгой дорогой в загробный мир. 

Второй по величине ведьмин колодец на Кий-острове
Второй по величине ведьмин колодец на Кий-острове

Так же многие  «чашечники» связаны в древней народной традиции с лечебной магией: дождевая вода, собирающаяся в их углублениях, издревле почитается целебной и наделённой магическими свойствами. В подтверждении этой теории на Кий-острове присутствует неподалёку от, как уже выяснилось, жертвенного алтаря небольшое озеро с романтичным названием Озеро Девичьих слез, наполняющееся дождевой водой, и именуемое в народе Святым. Экскурсоводы с удовольствием водят туда экскурсии, рассказывая о целебных свойствах местной воды, которая якобы делает и волосы гуще, и обладает омолаживающими и общеукрепляющими свойствами. Так это или не так, но традиция мыться в Святом озере дабы приобрести богатырское здоровье и вернуть ускользающую красоту прочно укоренилась среди туристов, посещающих остров. Вполне возможно, что традиция купания в Святом озере восходит к поверьям, связанным с целительной силой воды из чешечников, а все вместе (и возможно культовые объекты, которые были на территории прибрежных каменоломен, а святое Озеро находится от жертвенных камней Кий-острова непосредственно за ними) вместе составляли один большой культовый комплекс. Поскольку часты случаи, когда камни с «чашками» существуют не самостоятельно, а являются частью более обширного святилища того или иного типа.

Святое озеро неподалёку от чашечников Кий-острова
Святое озеро неподалёку от чашечников Кий-острова

На Кий острове сохранилась одна массивная гранитная плита, возвышающаяся над морем на восточном берегу острова, имеющая три чашеобразных углубления разной величины на равном отдалении друг от друга, но на разном от моря. Возможно, на соседних гранитных скалах чашечники присутствовали тоже, возможно одновременно с чашечниками были и сейдовые сооружения , но на протяжении более двух веков на острове действовала обширная каменоломня, гранит отсюда свозили на берег (местные граниты были использованы в Москве для отделки станции метро «Лубянка»), а так же местные валуны активно использовали для постройки Онежского Крестного монастыря в 17 веке. Источников, доказывающих существование на Кий-острове других культовых объектов, к сожалению,  не сохранилось. 

Подтверждением культового назначения острова является и трактовка его названия на саамском языке, на котором слово «кий» означает «след зверя».

Вид на заброшенные каменоломни со стороны монастырского кладбища
Вид на заброшенные каменоломни со стороны монастырского кладбища
Следы человеческой деятельности на заброшенных каменоломнях
Следы человеческой деятельности на заброшенных каменоломнях

Примечание:

Сейд - священный объект северо-европейских народов, в частности, финнов, саамов и вепсов. Может представлять собой особенное место в горах, тундре или тайге, чем-то выделяющуюся скалу, приметный камень, пень, озеро, а так же иное природное образование. Сейдами иногда также называют артефакты - пирамидальные сооружения из камней, нагроможденных друг на друга.

На соседнем архипелаге Соловецких островов (расстояние по прямой до Кий-острова по морю порядка 150  километров) сейдовыми и мегалитическими каменными лабиринтами усыпан Большой Заяцкий остров, чьё культовое и сакральное значение подтверждено археологическими раскопками и литературными источниками.

Сейды с каменными лабиринтами Большого Заяцкого острова Соловецкого архипелага
Сейды с каменными лабиринтами Большого Заяцкого острова Соловецкого архипелага

Возвращаясь к нашим ведьминым колодцам или жертвенным чашечникам👆

Многие, побывавшие на острове, отмечают его потрясающую, не сравнимую ни с чем сильнейшую энергетику. Остров словно говорит с тобой, просит остаться, не отпускает. Поэтому однажды побывав на нем, люди раз за разом возвращаются сюда, чтобы ещё раз вдохнуть местный потрясающий воздух, прикоснуться к горячим чёрным базальтовым и гранитным скалам, полюбоваться уходящим вдаль за горизонт бесконечным суровым Белым морем. Расположение острова ровно по центру Онежской губы (на равноудалённом расстоянии до берегов залива) так же наводит на размышления о его сакральном прошлом.

Малая из чаш - ведьминых колодцев на Кие
Малая из чаш - ведьминых колодцев на Кие

Подкидывает загадок и растительный мир острова. Взять например кийскую сосну, повсеместно произрастающую на всей территории острова, за исключение разве что голых базальтовых скал. Внешне деревья преимущественно  ровные (за исключением, выросших на открытых пространствах каменных утесов), но стоит заглянуть под кору, как открывается витой ствол, где волокна туго закручены против часовой стрелки. Простое объяснения, что данный фактор обуславливается  чисто воздействием ветра, откровенно говоря слабовато для того, чтобы быть правдой. Чтобы влиять на живые волокна растущего дерева, ветер должен дуть сильно, постоянно, а так же постоянно менять направление, двигаясь по кругу. В реальности такого не существует. Остров, конечно, открыт всем четырём ветрам, но, как и на материке, здесь часто случается затишья, которые летом и зимой могут длиться неделями, либо ветерок слабый и переменный. Бывает и так, что в одном направлении дует по 3 – 4 дня. Или в течение суток меняется по всем восьми направлениям розы ветров – и так в продолжении недели. Ближе к правде мне кажется версия о постоянных движущихся энергетических потоках, кои здесь поистине сильны и ощущаются буквально всем телом…

А вы что об этом думаете???

Спасибо, что дочитали статью до конца! Если плоды моих трудов  и моя статья нашла отклик в душе, поставьте, пожалуйста, лайк, а если зацепила, то не сочтите за труд закомментировать и поделиться своим мнением! Данные простые действия подскажут алгоритму площадки, что материал интересен и он покажет материал другим любителям активного и нетривиального отдыха.

Видео о великолепной природе Кий острова можно посмотреть по ссылке ниже 👇🏻

***

При составлении этой статьи были использованы материалы и источники:

Курбатов А. В. Загадочные знаки на камнях // Отечество: краеведческий альманах. Вып. 18, 2000.

Шорин М. В. О религиозных представлениях в связи с культом камней. В кн.: История и археология Новгородской земли.

Ермаков С. Э., Платов А. В. Ярилов Холм: новое о старом // Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 5, 1997

Перепелицын А. Тайны Чертова Городища // Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 3, 1996.