О творческом кризисе говорят часто, о вот понятие «творческий откат» встречается реже, хотя именно с ним, как правило, имеют дело писатели и художники, принимая его за профессиональное выгорание.
Особенности вдохновения
Творческие люди часто воспринимают вдохновение как какой-то подарок свыше. Ощущение подъёма сил, ясность мысли и радостное возбуждение действительно переживается как выход на новый уровень, за пределы обычных человеческих возможностей. Одним из первых это состояние творческого подъёма описал ещё Платон и назвал его ex stasis – выход за пределы обыденности. Сразу вспоминается «экстаз» (повышенное возбуждение, смешанное с восторгом) и русское «исступление». И со времен Платона творческие личности видят в состоянии вдохновения что-то сверхъестественное и ждут этого дара свыше.
На самом деле ничего сверхъестественного в этом состоянии нет. Механизм вдохновения связан с так называемой доминантой — доминирующим очагом возбуждения в коре головного мозга. Возникает доминанта чаще всего при воздействии на человека какого-то сильного раздражителя. Это может быть и опасность, но я сейчас говорю о том, что вызывает повышенный интерес, что для человека важно и значимо.
Вот когда вы занимаетесь любимым делом, вам интересно, особенно если это дело творческое, то формирует сильный очаг возбуждения. Такой интерес часто подкрепляется положительными эмоциями, а если ещё любимое дело у вас получается хорошо, то возникает ощущение радости, восторга. Это усиливают возбуждение, которое теперь охватывает большой участок головного мозга. И человек оказывается полностью сконцентрирован на объекте интереса. Я такое состояние называю словами Бабы Яги из старого фильма «Морозко»: «Я и спать не могу, я и жрать не могу!».
Вообще, доминанта нужна для концентрации внимания и всех сил человека на том, что для него в данный момент наиболее важно. В нашем случае — на процессе творчества. В иных случаях это может быть опасность, объект страсти или ещё что-то. Повышающийся уровень возбуждения приводит к активизации всех резервов организма, усиливается выработка гормонов. Адреналин подстёгивает деятельность сердца, вызывает ощущение подъёма. Так как возбуждение сопровождается положительными эмоциями, то вырабатываются эндорфины – гормоны счастья, приводящие к эйфории. И на этом подъёме человек забывает про еду и сон, не чувствует усталости, а лишь восторг вдохновения.
Опасность вдохновения
Состояние вдохновения всегда связано с положительными эмоциями и доставляет удовольствие, поэтому человек к нему стремится, и поэтому же считает, что именно вдохновение позволит ему создать шедевр. А на самом деле, это состояние, переполненное гормонами счастья, не только повышает работоспособность человека, но и не даёт ему адекватно оценить результаты своего труда. Ведь всё так здорово, великолепно, просто гениально. И это первая опасность вдохновения.
Работа в состоянии повышенного возбуждения ведёт к перегрузке нервной системы, организм буквально сжигает свои резервы, и наступает откат. Растратив энергию, человек как бы остывает, возбуждение спадает, и возникает ощущение усталости и апатии, так как произошла своеобразная эмоциональная передозировка. Мозг просто устал, и возбуждение переходит в торможение. Апатия и нежелание ничего делать часто принимаются за творческий кризис, а это просто следствие эмоционального перегрева.
Это вторая опасность. Но не самая неприятная. Умный человек отдохнёт, спортом позанимается, в лес сходит — и силы восстановятся.
Хуже, если человек в этом состоянии будет «ловить вдохновение», то есть продолжит заниматься творческой деятельностью. В этом случае происходит резкая переоценка результатов своего творчества. То, что казалось гениальным, теперь воспринимается критически, а под влиянием общего снижения эмоционального тонуса может быть оценено, как «отстой», «бред», «никчёмный мусор».
И как следствие — разочарование в себе вплоть до отвращения и реальная опасность развития депрессии. Собственно, многие психические проблемы, которые характерны для людей творческого труда (неврозы, депрессии, фобии и т. д.) — это следствие творческого отката. Точнее, не его самого, а неправильного поведения человека, не позволяющего себе расслабиться.
Что делать
- Во-первых, нужно понять, что откат — это не эмоциональное выгорание, причиной которого являются длительные, как правило, негативные эмоции или их напряжённое ожидание. Поэтому никаких антидепрессантов глотать не надо. Откат — это именно откат, то есть сброс возбуждения и напряжения, которые сопровождают вдохновение. То есть это нормальная реакция нервной системы и ничего с этим делать не надо.
- Во-вторых, откат не бывает долгим, в норме психика быстро стабилизируется. То есть человеку это состояние нужно просто переждать, отложить проект, лечь спать или переключить внимание на что-то расслабляющее. Но это должна быть не бурная тусовка с друзьями или триллер по телевизору. Под расслаблением понимается именно релакс: тёплая ароматная ванна, приятная музыка, спокойная прогулка на природе или вкусный ужин в ресторане. У каждого свой способ расслабиться. Главное — не заниматься самокопанием, не корить себя за лень и принять свою апатию, как неизбежную часть творческого процесса.
- В-третьих, ни в коем случае в этом состоянии не надо заниматься редактурой своего текста. Ничего хорошего из этого не будет. Вообще, лучше заняться чем-то другим — порисовать, помузицировать, поболтать с друзьями, поспать тоже очень полезно.
Обычно в этом случае состояние отката незаметно проходит, и часто сами собой появляются довольно дельные мысли, находится решение задачи, над которой вы долго бились, складывается интересный поворот сюжета и т. д. Всё дело в том, что снятие напряжения и торможение в верхних уровнях сознания освобождает подсознание, возникает то, что обычно называют инсайт. Но инсайт — это тема совсем другой статьи. Она пока не написана.