Найти в Дзене
Black Caviar Games

Гик-хобби: фанфикшн

Оглавление

Фанфикшн (также фанфикшен) — это создание литературных произведений на основе других книг, фильмов, мультсериалов и компьютерных игр. Это одно из самых популярных увлечений в гик-среде. Давайте узнаем, почему, и что собой представляет субкультура фанфикшн-писателей.

Краткий словарик фанфикшна

-2

Фанфик (фик) — само произведение. Рассказ, повесть, стихотворение, комикс.

Фикрайтер — человек, пишущий фанфики.

Фэндом — сообщество поклонников того или иного произведения и его мира.

Канон — все придуманное автором и официально относящееся к его вымышленной вселенной: персонажи, сеттинг, события.

Фанон — все созданное фанатами.

Фиклет — короткий фанфик.

Драббл — зарисовка, описание сцены или героя.

AU (также alternative universe или «аушка») — произведение, сильно отличающееся от канона (рассказ о злом Оби-Ване или Роне Уизли, который учится в Когтевране).

ОС (original character или «ос») — персонаж, созданный фикрайтером и отсутствующий в оригинальном произведении. Также персонаж, придуманный художником без связи с каким-либо фэндомом.

Мэри Сью — слишком удачливый и наделенный множеством положительных качеств персонаж. Красивый, умный, обаятельный и так далее.

Кроссовер — фанфик, написанный на материале из двух и более вселенных.

Шиппинг — описание романтических отношений между персонажами, не состоящими в них (пример: Гарри и Гермиона). Такие герои образуют пейринг.

Фанфикшн вчера и сегодня

Найти самый ранний фанфик вряд ли возможно. Чужое творчество всегда вдохновляло других на создание продолжений, приквелов или самостоятельных произведений по мотивам базового. Как явление фанфикшн точно появился задолго до Интернета, специальных сайтов и групп. В XV веке англичанин Роберт Генрисон написал поэму «Завещание Крессиды», продолжив «Троила и Крессиду» Чосера. В 1614 Алонсо Фернандес де Авельянеда вообще издал собственный сиквел «Дона Кихота» до опубликования Сервантесом второго тома.

Понятие fan fiction зародилось в среде фанатов научной фантастики. По некоторым данным в конце тридцатых годов. В семидесятых появились журналы с фанфиками по Star Trek, и большинство авторов в них были женщинами. Чуть позже начался предсказуемый бум фанфикшна по «Звездным войнам». Так или иначе явление добралось до всех более-менее заметных франшиз.

Созданные фанатами журналы по Star Trek (фанзины)
Созданные фанатами журналы по Star Trek (фанзины)

На культуру фанфикшна сильно повлияли додзинси — японские самиздат-журналы, появившиеся еще в конце XIX века. Первоначально в них публиковали прозу и стихи, а во многих современных журналах печатают мангу. Авторы додзинси собираются в кружки, проводятся ярмарки и фестивали, а некоторые мангаки даже сами рисуют истории-пародии на свое творчество.

В каком-то смысле к фанфикшену относятся некоторые произведения известных современных писателей. Это «Кольцо Тьмы» Ника Перумова (продолжение «Властелина колец»), «Черная книга Арды» Натальи Васильевой и Наталии Некрасовой (переосмысление «Сильмариллиона»), цикл «Линия грез» Сергея Лукьяненко (параллели с миром игры Master of Orion). Самый яркий пример — книга «50 оттенков серого», созданная как фанфик на «Сумерки».

Профессиональные писатели относятся к фанатскому творчеству по-разному. Джордж Мартин и Энн Райс не любят фанфики, в то время как Джоанн Роулинг и Нил Гейман к ним благосклонны.

Распространение Интернета сильно упростило жизнь фикрайтеров. Сначала они рассылали друг другу свои работы по почте, затем появились сайты, форумы и группы в социальных сетях.

-4

Тематика фанфикшна шире, чем кажется. В первую очередь, это популярные вселенные: от «Звездных войн» и «Гарри Поттера» до «Отеля Хазбин», «Адского босса» и «Магистра дьявольского культа». Фэндомов очень много — сложнее найти такой, где не пишут фанфики. Во-вторых, фанфикшн пишут и о реальных людях: учителях или вузовских преподавателях, тренерах, одноклассниках, политиках и так далее.

Популярность фикрайтерства как увлечения объясняется желанием фанатов приобщиться к любимому миру и относительно низким порогом входа. Для того, чтобы писать фанфикшн, не нужны специальные знания, навыки и оборудование. Достаточно компьютера или даже листа бумаги с ручкой. Кроме того, фанфикшн — хорошая возможность попробовать себя в писательстве.

Для членов фэндома фанфики становятся своеобразной лабораторией, где они могут делать все, что захотят. Поэтому помимо категории «джен» (от английского general, «общий») есть другие, предназначенные для взрослых читателей.

А как же авторское право?

Нарушают ли фикрайтеры права авторов? Все не так просто. Ответ зависит от законодательства конкретной страны, международного права и еще ряда условий. В России интеллектуальные права регулирует часть 4 Гражданского кодекса.

Авторское право охраняет имена персонажей, название локаций, название произведения, но не сюжет и идею. История об эльфах и гномах, воюющих с гоблинами никак не нарушает права наследников Толкиена, чего не скажешь о рассказе про Леголаса и Арагорна. Формально это значит, что многие фикрайтеры все же нарушают закон, даже если не используют свои произведения в коммерческих целях. На практике последствия наступают крайне редко. При этом создание пародийных и юмористических произведений на основе чужого материала не считается нарушением законодательства.

-5

В США фикрайтерство не считается нарушением закона, если подпадает под критерии добросовестного использования (fair use). Каждый случай уникален, но вкратце это значит, что создатель фанфика не должен стремиться к личной выгоде, а написал произведение ради творческого обогащения общества — например в образовательных целях. Окончательное решение остается за судом, который учитывает все детали и нюансы. Многое зависит от того, готов ли сам автор подавать иск против конкретного фикрайтера.

Источники:

1. Stephanie Burt. The Promise and Potential of Fan Fiction. Ссылка: https://www.newyorker.com/books/page-turner/the-promise-and-potential-of-fan-fiction

2. Екатерина Рубинская. Фанфикшен: последняя битва автора и читателя. Ссылка: https://aesthesis.ru/magazine/february17/fanfiction

3. Ильшат Зиазитдинов. Комикет или почему додзинси так популярны в Японии. Ссылка: http://mangalectory.ru/articles/ml2791

4. Анастасия Плинер. История возникновения фанфиков: от «Дон Кихота» до Гарри Поттера. Ссылка: https://media.2x2tv.ru/chto-takoe-fanfiki/

5. Фанфики и авторские права: интеллектуальная собственность в фан творчестве. Ссылка: https://nris.ru/blog/fanfiki-i-avtorskie-prava-intellektualnaya-sobstvennost-v-fan-tvorchestve/

#хоббииувлечения #гиккультура #фанфикшен #фанфик