Еще в 2015 году Росреестр начал принимать документы для государственной регистрации прав на недвижимость в электронном виде. Такая услуга появилась в результате политики доступности государственных услуг для населения.
В статье разберем как работает эта услуга Росреестра и стоит ли ее бояться, ведь ваше очное присутствие в этом случае может не потребоваться.
Итак, подать документы на электронную регистрацию могут:
физические лица
юридические лица
органы государственной власти
При этом заявителем могут выступать как сам правообладатель, так и его представитель, а также нотариус.
Раньше существовал только один способ это сделать — прийти в отделение Росреестра или МФЦ «Мои документы», подать пакет документов и через несколько дней получить его обратно.
Сейчас ваше присутствие необязательно, документы можно подать в электронном виде самому, загрузив их на сайт Росреестра. А ещё это можно сделать через банк или нотариуса. По электронной почте вам пришлют выписку из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости), подтверждающую, что теперь вы собственник указанной недвижимости, а также договор купли-продажи с электронной квалифицированной подписью сотрудника Росреестра о передаче прав собственности.
Для того, чтобы подать заявление на государственную регистрацию в электронном виде необходимы доступ в интернет и наличие усиленной квалифицированной электронной подписи (Усиленную квалифицированную подпись можно приобрести в специализированном удостоверяющем центре). Список сертифицированных удостоверяющих центров можно получить на официальном сайте Росреестра
Электронные сделки можно проводить с посредником или самостоятельно. В качестве посредников, помогающих всё оформить, могут выступать некоторые банки (обычно это касается ипотечных сделок), застройщики и агентства недвижимости. Чтобы предоставлять такие услуги, у них должно быть специальное соглашение с Росреестром. А ещё оформлением электронных сделок занимаются нотариусы.
Общая схема процедуры выглядит следующим образом:
- заполнение заявителем электронного заявления;
- приложение необходимых электронных документов согласно требуемому списку;
- подпись сформированного заявления и пакета обращения своей усиленной квалифицированной подписью;
- направление заявления и комплекта документов в регистрирующий орган.
По итогам регистрационных действий формируются электронные документы:
- Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющая проведение государственной регистрации;
- Специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки, которая удостоверяет проведенную государственную регистрацию сделки в отношении недвижимого имущества;
- Уведомления, в зависимости от типа регистрационного действия.
Таким образом, электронный сервис Росреестра дает следующие преимущества:
- возможность подачи заявления на государственную регистрацию в любое удобное время суток и из любой точки мира;
- размер госпошлины меньше по сравнению с подачей на бумажных носителях (скидка 30%);
- сокращенный срок регистрации (от 1 рабочего дня);
- заявители не контактируют с чиновниками напрямую, что помогает избежать риска возникновения конфликта интересов и исключить влияние человеческого фактора.
Oднaкo y ycлyги ecть и минycы, cpeди кoтopыx:
-вocпoльзoвaтьcя ycлyгoй нe cмoгyт нecoвepшeннoлeтниe или нeдeecпocoбныe yчacтники cдeлки;
-ecли пpoдaвeц пpиoбpeл пpoдaвaeмyю квapтиpy paньшe 1998 гoдa и peгиcтpиpoвaл пpaвo coбcтвeннocти пo пpeжним пpaвилaм – бeз Pocpeecтpa, дoкyмeнты пo cдeлкe мoжнo пoдaть тoлькo oбычным cпocoбoм нa бyмaгe;
-cepвиc бyдeт нeдocтyпeн, ecли пpoдaeтcя тoлькo чacть жилья, a нe квapтиpa цeликoм;
-кpoмe тoгo, пocкoлькy paбoтa cиcтeмы дo cиx пop дo кoнцa нe oтлaжeнa, нepeдкo пpoиcxoдят paзличныe пpoвoлoчки. B peзyльтaтe вмecтo экoнoмии вpeмeни мoжeт пoлyчитьcя бoлee длитeльный cpoк peгиcтpaции, ecли cepвиc дacт кaкoй-тo cбoй.
Безопасна ли электронная регистрация сделок
Электронные сделки в общем и целом считаются безопасными. Но чтобы предусмотреть разного рода мошеннические действия введено правило о необходимости направлять в МФЦ (лично или через посредника) бумажное заявление о согласии на проведение сделок с использованием электронной подписи. Только после этого возможна регистрация в электронном виде. В противном случае при попытке провести электронную сделку без личного участия собственника документы о регистрации перехода права собственности, заверенные ЭЦП, будут возвращены без рассмотрения.