Найти в Дзене
РИЦ Боровский район

Чем выгодна работа с коучем?

работа с коучем
работа с коучем

И снова здравствуйте, мои дорогие читатели! С вами Анна Финчем, лайф-коуч, наставник, и восьмая статья из серии «Коучинг для начинающих».

Сегодня мы вернемся немного назад, к моменту принятия решения о том, стоит ли вообще работать с коучем, ведь можно же «взять бутылочку вина и пойти к подружке», или каким-нибудь другим способом решить свои проблемы без включения в процесс постороннего человека, да еще и за деньги.

Конечно, есть свои плюсы в посещении подружек и совместном распитии алкогольных напитков (в умеренных количествах), но если подходить к ответу на поставленный вопрос серьезно, то ответ будет строиться на слове «целесообразность». То есть, соответствует ли мое действие и ожидаемый результат той цели, которую я перед собой ставлю. Если ваша цель – приятно провести время и пожаловаться на жизнь / поболтать / обсудить происходящее, то смело идите в «Красное & Белое», или в подобное ему заведение, а потом сразу к подружке. Если же цель в том, чтобы решить возникшую у вас проблему (на самом деле решить, а не просто заявить об этом), то общение с человеком, точно также завязшем в эмоциональных проблемах, да еще и находящимся в условиях измененного сознания, вам ничем не поможет. В предыдущих статьях я приводила сравнение с спортивным тренером и доктором – вы же не идете к подружке с целью составить для вас план тренировок или вылечить зубы, если она не тренер и не стоматолог, верно? Вы идете к специалисту, и с коучингом все точно так же.

Но раз уж мы начали сравнивать подружку с коучем, то давайте найдем главные отличия. В чем ценность наставника? Во-первых, в нейтральности. При общении с подружкой как вы эмоционально вовлечены в свою проблему, так и она, причем она может быть вовлечена даже не в вашу, а в свою, отсюда ее советы и комментарии будут не для вас, а для нее самой. Люди вообще склонны мерить окружающих по себе и точно так же давать советы, более того, беззастенчиво навязывать свою точку зрения окружающим под соусом «Это я так о тебе забочусь!». Если Маша (наш условный клиент) жалуется подружке на непутевого мужа, и подружка тут же советует его бросить, причем советует активно, то нужно немного повнимательнее присмотреться к взаимоотношениям самой подружки с ее мужем (если он есть), и подумать, а не себе ли она дает этот совет. Еще более интересный вопрос: раз дает другим, почему не следует этому совету сама? Или же в ответ на жалобы Маши подружка Даша начинает жаловаться сама, в итоге обе просто «выговариваются», но проблема остается нерешенной. При этом наставник, чья задача всегда оставаться нейтральным, в проблемы Маши не вовлекается и о своих не рассказывает, так как его работа в том, чтобы найти причины Машиных проблем и помочь ей из них выйти. Дополнительный бонус – наставник не осуждает. Никого и ни за что, потому что взаимодействие идет на условиях «коуч – клиент», а не «человек – человек», и профессиональная этика запрещает коучу выказывать клиенту свою «фе». Коуч обязан создать клиенту безопасное психологическое пространство, чтобы клиент не стеснялся себя или своих слов и мыслей. Вы же не стесняетесь раздеваться перед гинекологом? Да и гинеколог вас за бочок не будет щипать, приговаривая: «Ой, что-то у нас тут жирочек, складочки, ой-ой-ой, что же вы так себя запустили то? Так, глядишь, и муж от вас сбежит, вы-то уже не девочка, найдет помоложе и постройнее!». Клиент знает, зачем он у доктора, доктор знает, зачем у него клиент.

Следующий момент: коуч не просто слушает, он анализирует ваши слова на предмет внутренних установок, о которых я часто говорю. Вообще, если вы послушаете любого человека, внимательно и не отвлекаясь, более 10 минут, вам и без коучинговых навыков станет понятно, на какой «платформе» он стоит, каковы его базовые психологические установки и на какой эмоциональной волне он находится чаще всего. Почему так важны базовые установки, мы обсуждали в прошлых статьях. Пытаться что-то в себе изменить, не меняя базовых установок, схоже с тем, чтобы лечить симптомы болезни, не пытаясь понять причину. Симптомы, может, и уйдут, а проблема, скорее всего, вернется. Причина того или иного поведения человека всегда лежит в плоскости его внутренних установок, найдите их – найдете ключ к решению проблемы, хотя конечно не все так просто, нужно еще через несколько слоев негативных эмоций пройти.

Далее. У наставника, в отличие от подружки (бывают исключения, конечно) есть набор инструментов по работе с клиентами. Есть техники, есть принципы выстраивания диалога, есть навык задавать вопросы и получать ответы (одна из самых сложных задач, на самом деле), и всегда есть понимание, зачем именно задавать тот или иной вопрос. Не могу сказать, как работают другие наставники, но у меня, когда я слушаю клиента, всегда возникает несколько предположений, я их называю «теории», по поводу глубинной причины проблемы и путей решения, и если я не получаю прямого подтверждения моей теории из слов клиента, я задаю вопросы, ответы на которые либо подтверждают, либо опровергают ее. Как только я получаю подтверждение моей теории, очень легко выстраивается путь, то есть пошаговый план выхода из проблемы.

Что еще? В процессе разговора наставник не отвлекается от основной темы. Сессия – не просто хаотичный разговор, это выверенный диалог с целью решить поставленную задачу. Если в процессе разговора выясняется, что первоначальная проблема имеет связь с какой-либо иной проблемой, то следующая проблема будет разбираться на следующей сессии, если это нужно и важно для клиента. Наставник всегда доброжелателен и спокоен, более того, он не пропускает проблемы клиента через себя. По большому счету, клиент общается даже не с наставником, а с самим собой, наставник только направляет и помогает не сбиться с темы. Схоже с изучением иностранного языка: преподаватель не делает задания за ученика, он рассказывает, объясняет и проверяет выполненное, всю основную работу студент делает сам.

Целью работы с наставником в глобальном смысле является даже не решение той конкретной проблемы, которая стоит сейчас, хотя проблема обязательно будет решена, а выход клиента на иной уровень мышления, что поможет ему в будущем избежать повторения болезненной ситуации. Если же человек, решив одну проблему, понимает, что хочет решить еще одну, или несколько, то работа продолжается, возможно, по похожему сценарию, а может быть и совершенно иначе. Помните про основные запросы на коучинг? Отношения с деньгами, отношения с окружающими, отношения с самим собой. В 99 процентов случаев работа начинается либо с денег, либо с отношений, а когда все моменты этих двух тем проработаны, у человека возникает побуждение идти дальше, научиться жить в гармонии внутри себя. Хотя, оговорюсь, бывают случаи, когда клиент приходит сразу за саморазвитием, за поиском себя, за помощью в понимании своих собственных мотивов и предназначения. Это мои самые любимые запросы, самые трудные и самые интересные.

И напоследок, наверное, самое главное. Наставник, если он профессионал и хорошо знает свою работу, всегда заинтересован в улучшении качества жизни клиента, в помощи клиенту в трудных ситуациях и в том, чтобы человек смог, даже после окончания оговоренного количества сессий, поддерживать тот уровень осознанности, который был достигнут. Да, никто не работает бесплатно или из любви к профессии, но успех клиента, жизненный успех, намного более важен для коуча, эта та сила, которая двигает его самого вперед, помогает оттачивать навыки, заставляет искать новые пути решения проблем и трудностей клиентов.

Хорошего вам дня и успехов в самопознании,

Ваша @anyafincham.