Найти в Дзене
ViktorSK68

Тяжёлые крейсера ВМС РККА

Надо сказать, что вопреки устоявшемуся мнению количество таких кораблей в составе ВМС РККА было изрядным и вместе с самыми многочисленными тяжёлыми крейсерами проекта 26 «Костриков» («Киров») таковых набралось аж 8 (восемь) кораблей, что сравнимо по количеству тяжёлых крейсеров если не с тройкой мировых морских Держав в лице Англии, САСШ и Японии, имевших 18:18:16 кораблей, то с таковым корабельным составом ВМС Франции и Италии, имевших по 7:7 тяжёлых крейсеров.

В России принято считать «Кострикова» («Киров») (См. Рис. 1) и «Пешкова» («Горький») (См. Рис. 2) лёгкими крейсерами, несмотря на то, что согласно Вашингтонскому морскому договору 1922 г. всё что быстро плавает и имеет орудия не более 203 мм., при этом не являются дредноутами, считаются тяжёлыми крейсерами, а согласно уточнений Лондонского морского договора 1930 г. всё что быстро плавает и имеет орудия более 155 мм., при этом не являются дредноутами, также считаются тяжёлыми крейсерами. То есть, корабли с орудиями от 155 мм. до 203,2 мм. являются тяжёлыми крейсерами, как и наши 26-е красавцы «Костриков» («Киров») и «Пешков» («Горький») со 180 мм. орудиями, так и аргентинские тяжёлые крейсера «Veinticinco de Mayo» со 190 мм. орудиями, (См. Рис. 3) так и японские «Фурутаки», которые изначально несли не 203, 2мм, а 200 мм. орудия «20 cm/50 3rd Year Type». (См. Рис. 4)

При этом к ним относится как самостоятельно выстраданный «Адмирал Лазарев» в обличии «Красного Кавказа», вооружённый всё теми же 180 мм. орудиями в ставших уже одинарными башнях, производны от сдвоенных башен 203,2 мм орудий (См. Рис. 5, 6) так и дружеский подарок социалистического коричневого III-го Рейха не менее социалистическому красному III-му Интернационалу полу «Петропавловск», в силу его половинчатой вооружённости, о чём далее.

Отметим также то, что «Кировы» («Костриковы») также родились чуть ранее в порядке припадка дружбы красного и чёрного уклонов социализма.

12-дюймовые тяжёлые крейсера довоенного розлива «Кронштадт» и послевоенного розлива «Царицын» («Сталинград») стоило бы отнести к линейным, если бы не откровенная умственная слабость защиты от огня собственных орудий, которая была по сути разсчитана на защиту от 8-дюймовых орудий просто «Вашингтонских» или «Лондонских» крейсеров, о пользе или безполезности которых эта заметка.

Родоначальником этого безобразия являлся бывший английский быстроходный легкоброненосный крейсер HMS «Hawkins» (D86), (См. Рис. 7) чья задача состояла в том, чтобы гоняться за немецкими лёгкими крейсерами, вооружёнными 150 мм. пушками и уверенно их истреблять огнём из своих 190 мм. орудий «BL 7.5-inch gun Mark VI» и швыряясь торпедами «21" Mark V», по образцу Боя при Кокосовых островах 01 ноября 1914-го года, когда пользуясь преимуществом в своих 152 мм. орудиях против 105 мм. немецких австралийский крейсер HMAS «Sydney» потопил немецкий бронепалубный крейсер SMS «Emden». Преимущество больших орудий было доказано. И таким образом родился целый вид крейсеров, задача которых состояла в уничтожении крейсеров лёгких.

Издержки Вашингтонского морского договора 1922-го года, ограничившие водоизмещение тяжёлых крейсеров в 10.000 тонн ограничили их в защите от огня не только собственных 8-дюймовых орудий, но даже от 6-дюймовых.

Всё это породило мнение о том, что вооружённый столь же дальнобойными 6-дюймовыми орудиями лёгкий крейсер не то чтобы справится, но по крайней мере нанесёт тяжёлому крейсеру такие повреждения, которые заставят его прекратить нападение, если вообще не обратят его в бегство быстрой стрельбой из 6-дюймовых орудий в затычку медлительной стрельбе из8-дюймовых..

Однако развитие орудийного дела у человечества никогда не шло ровно, всегда были значительные, но ныне забытые рывки. К таковым относятся 1890-е годы XIX-го века, когда буквально за десятилетие 12-дюймовые орудия в 4 раза увеличили свою скорострельность с 1 выстрела в 2 минуту до 2 выстрелов в минуту, догнав по огневой производительности более скорострельные 10-дюймовые орудия 1880-х годов XIX-го века.

К 1930-м годам XX-го века сложилось такое же соотношение между 6-дюймовыми и 8-дюймовыми орудиями. 6-дюймовыки в разы превосходили огневой производительности 8-дюймовые орудия и выдали на гора множество «Шеффилдов», «Бруклинов» и «Могами», чья огневая мощь превосходила огневую мощь тяжёлых крейсеров. Однако это происходило также за счёт роста водоизмещения.

Так «Шеффилды», «Бруклины», «Могами» при 11-12 тысячах тонн значительно превосходили тяжёлые крейсера первого поколения так, что такие тяжёлые крейсера первого поколения как «Йорки» и «Фурутаки» при 10 тысячах тонн смотрелись своей малой огневой производительностью малопригодными для противодействия им.

«Кливленды» и наши «легковесы» 68-К уже тянули на 14.000 тонн. А вот 68-бис уже потянули на 17.000 тонн.

В этом разряде рядом с ними, а точнее лет за 10 до них, уже маячили «Балтиморы», не говоря уже о 20.000 тонных «Де Мойнах», которые совершенно не жаловались на огневую производительность своих 8-дюймовых орудий, в отличии от разнообразного противника. (См. Рис. 8, 9)

Произошло это потому что в конце 1930-х годов XX-го века 8-дюймовые орудия стали догонять по огневой производительности 6-дюймовые орудия и в итоге к концу 1940-х годов их пусть и поздно, но догнали и перегнали.

У нас в это время верховодили совсем отсталые от жизни, общественных и производственных отношений марксисты, время от времени кидавшиеся в «догнать и перегнать» с разной степенью ущербности итогом. Одним из итогов был запуск в строительство крейсеров 68-К когда они были ещё очень ничего и очень даже были нужны, но запуск оказался провален. Более успешный запуск в строительство лёгких крейсеров 68-бис произошёл тогда, когда они уже устарели, а на их место просились в этих же измерениях тяжёлые крейсеры и лёгкие самолётоносцы, которые могли составить действительно достойную и опасную для любого противника силу в любой точке Мирового моря-океана.

Вероятная сложность со строительством тяжёлых 8-дюймовых крейсеров при «красных» заключалась в том, что при «красных» Россия потеряла возможность производить не только тяжёлые и сверхтяжёлые орудия в 12 дюймов и выше, но развал дошёл и до производства 8-дюймовых орудий, уровень брака при производстве заготовок стахановцами превысил все разумные и безумные пределы.

Так если в 1930-е годы для тяжёлых крейсеров «Костриков» («Киров») в России ещё нашлась возможность перестволить Обуховские 8 дюймовые орудия образца 1905-го года до 7 дюймовых и вооружить ими в итоге «Костриковых» неплохими 180 мм. орудиями, то к 1950-м годам развал производства стал таковым, что ничего более 6-дюймовых орудий промышленность стала производить неспособна. В этом и заключалась причина строительства огромных 6-дюймовых лёгких крейсеров прожекта 68-бис «Свердлов».

Вообще тяжёлые крейсера РККА оставляют о себе крайне тяжёлое, точнее тягостное воспоминание о безцельности выброшенных на них средств.

«Костриков» («Киров») с «Лёшей Пешковым» («Максим Горький») ничем за две войны 1939-1940 и 1941-1945 гг. в части погонять вражеские корабли так и не отличились, ограничившись неспешной стрельбой по берегу и особенно стрельбой по летавшим поутюжить Питер, а точнее его заводы, немецким самолётам.

«Ворошилов» и «Скрябин» («Молотов») тоже так и не смогли забодать ВМС Румынии, иногда постреливая по немецким войскам и отбиваясь от немногочисленных немецких самолётов, напрочь упуская из виду два румынских эсминца и ещё два ещё более древних минных крейсера италианской постройки NMS «Mărăști» и NMS «Mărășești». (См. Рис. 10)

«Каганович» и «Калинин» отличились вообще только тем, что оба носили родные имена-прозвища, а не погоняла, но в боевых действиях не принимали участи от слова вообще..

Разве что восьмой по счёту тяжёлый крейсер ВМС РККА «Lützow» в облике «Петопавловска» отличился отменной стрельбой из отменных немецких орудий «20,3 cm SKC/34» по немецким же войскам, выпустив 1712 снарядов образца «Spr.Gr. L/4,7 Kz» имея всего 4 орудия из положенных 8.

Невнятный итог боевого применения, отсутствие видимых успехов в применения тяжёлых крейсеров в ВМС РККА и заставили приложить огромные усилия для того, чтобы выдать тяжёлые крейсера за лёгкие и таким образом уйти от безрадостных вопросов и ответов о безсмысленности строительства при отсутствии осмысленного боевого применения при полном отсутствии Яванских морей или хотя бы Земландских полуостров, при полном отсуствии и стонов со стороны противника, как единственно верном показатели полезности отечественного вооружения восьмёрки тяжёлых крейсеров РККА.