Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы. Углубленный уровень.
а) Хозяйство восточных славян.
б) Общественный строй и политическая организация славян
в) Возникновение княжеской власти.
г) Традиционные верования славян.
а) В VII-IX вв. славяне вели "натуральное" хозяйство, в котором все продукты производились не для продажи, а для собственного потребления.
Основным занятием восточных славян было земледелие, пастбищно-стойловое скотоводство и промыслы (охота, рыболовство, собирательство, бортничество и др.).
Славяне разводили свиней, коров, овец и коз. Как рабочий скот в степных районах использовались волы, а в лесистой полосе - лошади.
Земледелие в VI- VII вв. было ещё примитивным: подсечно-огневым и переложным. На севере, в лесной зоне использовали «подсечно-огневое» земледелие (топорами подсекали участок леса, а затем сжигали его.). Главными орудиями труда здесь были топор, мотыга, борона‑суковатка, заступ, серп и ручные жернова.
В южных, степных районах использовали перелог (ежегодно распахивали новый участок степи), здесь использовали серп, соху, рало (борона), а с VIII века деревянный плуг с железным лемехом. При таком земледелии урожай был очень низким - 4,5 центнеров с гектара, сам - три (1 зерно посеял, 3 собрал). Излишков продуктов не было, люди жили очень бедно и часто голодали. Двухпольные и трехпольные севообороты в земледелии стали распространяться у славян в VIII веке. Смысл трёхполья: в первый год семена сеяли весной (яровые), во второй год осенью (озимые), а на третий год землю оставляли не засеянной (под паром). Это позволило увеличить урожай в 1.5 раза, до сам - пять.
Основными зерновыми культурами были ячмень, рожь, овес и просо. В VII-IX вв. ремесло и торговля еще не отделились от сельского хозяйства, потому что занятие только ими не могло прокормить ремесленников и купцов и они занимались этим зимой, в свободное от хозяйства время.
Ремесленники жили в сельской местности и изготовляли топоры, серпы, подковы, кожаные и гончарные изделия необходимые односельчанам и обменивали их на другие предметы необходимые в хозяйстве.
Через земли восточных славян проходили два важных торговых пути: «путь из варяг в греки» и «путь из варяг в персы». Их в VII-VIII веках открыли варяжские купцы. Путь "из варяг в греки" проходил по рекам Нева-Волхов-Днепр и соединял Балтийское и Черное моря. Конечным пунктом была столица Византии - Константинополь.
Путь «из варяг в персы» проходил по северным пекам, а затем по Волге и Каспийскому морю. Конечным пунктом была Персия.
Иноземные купцы плавали по рекам и морю на гребных судах, вмещавших до 20 тонн груза. Там где реки не соединялись, суда тащили по суше волоком.
Внутренняя торговля у славян была практически не развита. Зато внешняя торговля, благодаря этим двум путям, была развита довольно хорошо.
Так как денег у славян еще не было, торговля шла в виде натурального обмена товаров. В славянские земли, приезжали купцы из Византии, Северной Европы, Хазарии и арабских стран. Славяне продавали в основном продукты промыслов: мед, пушнину, воск, рыбу, а покупали оружие, ткани и украшения.
Основная масса восточных славян жила в небольших деревянных или глинобитных поселках по берегам рек. При этом реки были путями сообщения и естественной защитой от частых набегов воинственных соседей. К IX веку восточные славяне по уровню развития хозяйства ещё отставали от Византии, Англии и Франции, шли вровень с чехами и поляками и намного опережали балтов и венгров.
б) Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами (родами) основными на кровном родстве.
Во главе рода стоял самый старый родственник - старейшина.
В ходе расселения у восточных славян к VII веку разрушились родовые общины, и образовались соседские территориальные общины - «верви». На смену родовым пришли территориальные соседские связи. Вервь состояла из нескольких больших патриархальных семей возглавляемых отцами семейств.
Возглавлял вервь староста, избираемый на год. Староста организовывал общие работы, распределял и собирал подати, разбирал споры и ссоры крестьян, наказывал провинившихся. Ему помогали сотники и десятники.
Но все важные вопросы жизни общины или племени решало народное собрание (сход), в котором участвовали только женатые мужчины.
Обороняло общину или племя ополчение рать, в которое входили все мужчины – ратники или вои. Ополчение возглавлял самый опытный воин - «воевода». Такой общественный строй назвают «военной демократией». Военная демократия это этап перехода от первобытности к государственности.
Все владения верви делились на общественное и семейное имущество. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли собственность семей, которую можно было передать по наследству. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями и регулярно переделялись. В общем пользовании общины находились луга, леса, водоемы и промысловые угодья. Внутри общины существовал принцип круговой поруки и коллективной поддержки. В случае разорения, какого то общинника другие помогали ему «подняться». Соседская община - вервь помогала людям выживать даже в самых трудных условиях, поэтому она оказалась поразительно устойчивой к внешним воздействиям и просуществовала в том или ином виде до начала XX века. Дальнейшее хозяйственное развитие общин привело к имущественному расслоению. Старосты, воеводы и пользуясь своим положением, и часть удачливых общинников, смогли разбогатеть и возвыситься над остальными. В результате в общинах появилось социальное неравенство, и образовался слой общинной знати.
в) Военная опасность заставляла славян объединяться в племена и союзы племен. Племя могло состоять из нескольких общин расположенных недалеко друг от друга и насчитывать нескольких тысяч людей. А союз племен это уже крупное объединение, занимавшее иногда очень большие территории с населением в десятки и даже сотни тысяч человек (например, словене ильменские или вятичи).
Для управления племенами и союзами племен выбирались старейшины, и назначалась их помощники. Постепенно они превратились в племенную знать, возвышавшуюся над рядовыми общинниками.
Для защиты от внешних врагов племена и союзы племен создавали или нанимали (например варягов) отряды (дружины) профессиональных воинов. Воины выбирали из своих рядов командира - самого храброго и уважаемого воина - князя (конунга). Дружины состояли из нескольких частей: старшей дружины, куда входили опытные воины – бояре и княжеские охранники – гриди, и из младшей дружины, состоящей из молодых воинов – отроков и детей (детских). Согласно одной из версий, слово бояринъ произошло из славянского слова бои (битва) По мере «возмужания» отрок или детский производился в гриди. А затем, в зависимости от заслуг или расположения князя гридь мог быть произведён в бояре и стать помощником и советником князя.
Так как военная опасность в землях восточных славян постоянно нарастала, то вместе с опасность росла и роль дружин.
В результате к VIII - IX векам князья из военных предводителей превратились в правителей племен. Рядовые члены племен и даже старейшины вынуждены были подчиниться им, так как только они могли обеспечить племени безопасность. В случае необходимости князья привлекали для военных походов ополченцев – воев (ратников).
Управлял князь племенем, советуясь со своими дружинниками. Главными советниками князя были старшие дружинники – бояре. Дружинники одновременно играли роль воинов и чиновников. Князь мог поручить своему дружиннику выполнить роль посла, или сборщика дани.
Большую роль в отношениях князя и дружины играли «пиры». Они играли роль совещаний, «корпоративов», и места вручения наград.
г) Славяне издревле исповедовали мифологическую (языческую) религию в форме анимизма, основанную на обожествлении сил природы и занятий, а также на многобожии (политеизме) и идолопоклонстве.
В славянский пантеон входило много богов: Род, Сварог, Перун, Велес, Даждьбог, Макош, Стрибог, Хорс и др..
Род Первобог (Прабог) - главное славянское Божество, создатель всего, первичный дух. Он создал три мира: Правь (небесный), Явь (земной) и Навь (загробный) и первый круг славянского пантеона (Сварога, Семаргла, Хорса и Велеса).
Сварог Родович - бог небесного огня, и родоначальник второго круга славянского пантеона (Перуна, Даждьбога и Стрибога).
Перун - был богом грома и войны, покровителем князя и дружинников. Перуну приносили в жертву быков, и даже людей. Велес, бог созидатель, покровитель скотоводов, путешественников и купцов. В дар Велесу приносили мелкий скот и деньги. Были у славян боги сил природы: Хорс - бог солнечного диска, Стрибог бог ветра и воздуха, Семаргл покровитель растительности. Богиней судьбы и домашнего очага была – Макошь, а Купава была богиней лета.
Были у славян и боги «второго ранга» - «боженята» (домовой, леший, водяной, рожаницы).
У каждого славянского племени в общем пантеоне, был свой, наиболее уважаемый языческий бог.
К богам нужно было обращаться при помощи магических заклинаний, а просьбы сопровождать специальными обрядами и жертвоприношениями.
Славяне делали скульптурные изображения богов (идолы). Они могли быть деревянными или каменными. Идолам поклонялись в огороженных частоколом святилищах - «капищах». На капищах служили жрецы-волхвы, которые занимались толкованием жертвоприношений, магией и лечением больных и кудесники люди, которые могли узнавать волю богов.
Умерших славян сжигали в ладье или лодке. Так как считалось, что умерший просто переходит в другой мир, где будет жить дальше, то в лодку помещали еду, одежду, посуду и оружие для покойного. Убивали животных (лошадей, коров, овец и др.). Могли убить жену или другую женщину, которая станет женой умершего в загроб-ном мире. Когда костер догорал, на месте сожжения насыпали погребальный холм - курган и справляли погре-бальную тризну - поминки.
У восточных славян-язычников допускалось многоженство, но только для князей. Так князь Владимир до крещения имел 5 жен и 400 наложниц.
Словарь терминов, которые нужно запомнить
Натуральное хозяйство – хозяйство где произведенные продукты направлены на удовлетворение собственных потребностей, а не на продажу.
Подсечно-огневое земледелие - одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений. Место выжига леса на Руси называли лядом.
Переложное земледелие - одна из примитивных древних систем земледелия степной зоны, основанная на выжигании травы и посадке на этом месте культурных растений.
Волок - участок суши между двумя озёрами или реками, через который суда тащили «волоком», по специально проложенным бревнам
Военная демократия – система управления, основанная на участии всех взрослых мужчин племени или племенного союза в решении наиболее важных вопросов, особой роли народного собрания как высшего органа власти и всеобщем вооружении населения. Глава племени (старейшина или князь) вынужден был считаться с мнением рядовых общинников.
Имущественное расслоение- расслоение общества на узкий круг богатых людей и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей.
Социальное неравенство – это неравномерное распределение ресурсов общества – денег, власти, престижа и образования между различными слоями населения.
Язычество– мифологическая религия, основанная на обожествлении сил природы и занятий, а также на мно-гобожии и идолопоклонстве.
Анимизм- это вера в то, что предметы, места и существа обладают определенной духовной сущностью. Потенциально анимизм воспринимает все вещи, животных, растения, скалы, реки, силы природы, предметы как одушевленные и живые.
Задания для самопроверки
(попробуйте устно ответить на вопросы, не подглядывая в текст)
1) Чем занимались восточные славяне?
2) Что такое натуральное хозяйство?
3) В чем смысл подсечно-огневого и переложного землевладения?
4) Куда вели торговые пути «из варяг в греки» и «из варяг в персы»?
5) Как были устроены славянские общины – верви?
6) Что такое «военная демократия»?
7) Зачем славяне создавали отряды воинов – дружинников?
8) Как князья смогли возглавить племена?
9) Какие славянские боги «заведовали» силами природы?
10) Как славяне хоронили умерших соплеменников?
---------------------------------------------------------------------------------------
Ответы на проверочную работу по теме 1.1.1 "Восточно- славянские племена и их соседи"
Задания
№ 2 Ответ: 213
№ 9 Ответ: мазовшане, или висляне, или словаки
№ 10 Ответ: словене ильменские
№11 Ответ: дулебы
№12. Ответ 136
№ 19. Ответ: Ассимиляция – поглощение менее развитого народа более развитым, с постепенной потерей поглощаемым народом своего языка, культуры и национального самосознания.
Славяне постепенно ассимилировали финно-угорские племена: меря, мурома и мещера.
---------------------------------------------------------------------------------------
Это второй конспект из 70 которые предусматривает кодификатор ФИПИ.
В следующем конспекте дам задания для проверки взятые из КИМа ЕГЭ.
Продолжение следует...