Найти тему
Музей МХАТ

Ефремов и Чехов. Собеседники

В Зеленом фойе постоянной экспозиции Музея МХАТ до 14 октября открыта выставка «Олег Ефремов. Диалог с Чеховым», рассказывающая о чеховских спектаклях Олега Николаевича во МХАТе.

Олег Ефремов на репетиции «Вишневого сада». 1989 г. Фото Игоря Александрова
Олег Ефремов на репетиции «Вишневого сада». 1989 г. Фото Игоря Александрова

«Может быть, я не стал бы актером и режиссером если бы в 1943 году, во время войны, еще юношей не посмотрел знаменитый спектакль Художественного театра “Три сестры”. Впечатление было громадное… Я тогда еще мало что понимал, но так это взволновало, так захватило! Несколько дней я находился под тем впечатлением, которое, наверное, и должен оставлять Чехов. После этого я стал уже думать, как бы мне приобщиться к искусству театра, и в 1945 году поступил в Школу-студию МХАТ».

Николай Скорик, художник Валерий Левенталь и Олег Ефремов в период работы над спектаклем «Дядя Ваня». 1985 г. Фото Игоря Александрова
Николай Скорик, художник Валерий Левенталь и Олег Ефремов в период работы над спектаклем «Дядя Ваня». 1985 г. Фото Игоря Александрова

Эти слова – из выступления Олега Ефремова, художественного руководителя МХАТа, на Международном фестивале в Эдинбурге. С момента пережитого потрясения на спектакле Вл. И. Немировича-Данченко «Три сестры» Чехов сопровождал его всю жизнь. Еще студентом он познакомился с сестрой Антона Павловича Марией Павловной, гостил у Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой в Гурзуфе, где находился филиал чеховского музея. Потом было создание театра-студии «Современник», постановки пьес Розова, Володина, Зорина, рождение нового типа героя, настолько близкого и узнаваемого, будто бы он шагнул на сцену с оживленной московской улицы. Однако Чехов не уходил из поля внимания Ефремова – неслучайно его последним спектаклем в «Современнике» в 1970 году стала «Чайка», получившаяся резкой, дисгармоничной, почти публицистической.

Иннокентий Смоктуновский – Иванов. «Иванов», 1976 г. Фото Игоря Александрова
Иннокентий Смоктуновский – Иванов. «Иванов», 1976 г. Фото Игоря Александрова

Свой Театр Чехова Олег Николаевич выстроил уже во МХАТе. Когда-то основатели Художественного театра явили публике все главные пьесы Чехова, теперь на той же сцене, но уже совсем в другую эпоху это сделал и Ефремов. Произошло это не сразу – лишь через шесть лет после своего прихода во МХАТ Олег Николаевич выпустил «Иванова». А через десять лет, в «Чайке», он показал зрителю то, что соратник Ефремова, критик Анатолий Смелянский назвал «рождением новой мхатовской семьи». Этот особого качества ансамбль, в котором гармонично сосуществовали мхатовские «старики», артисты, пришедшие во МХАТ из «Современника» и других трупп, и актерская молодежь, станет отличительной чертой всего чеховского цикла Ефремова в Художественном театре.

Сцена из 2 акта 4-го действия спектакля «Чайка»: игра в лото и финал. 1980 г. Фото Игоря Александрова
Сцена из 2 акта 4-го действия спектакля «Чайка»: игра в лото и финал. 1980 г. Фото Игоря Александрова

Его чеховские спектакли говорили о разном, и судьба им выпала разная. «Иванов» рассказывал о неприкаянном и обреченном существовании совестливого человека в современном мире, о том, как трагично, когда сил и талантов много, а применить их негде. Иннокентий Смоктуновский гениально воплощал в своем Иванове эту маяту человека эпохи застоя. Гармоничной, наполненной трепещущим светом, придуманным художником Валерием Левенталем, «Чайке» была уготовала феноменально долгая жизнь – спектакль шел более тридцати лет, в ней переиграли едва ли не все ведущие артисты труппы. В «Дяде Ване» (1985) на первый план выходила тема Астрова (эту роль играл сначала Олег Борисов, затем Олег Ефремов), с его страстью и энергией гражданина, болеющего за окружающий мир, с его цельностью и установкой на реальные дела. В «Вишневом саде» (1989) шла речь о скором исчезновении не только сада, но и самих интеллигентных обитателей имения, и все понимающая Раневская Натальи Теняковой смотрела в лицо своей судьбе. И, наконец, «Три сестры» 1997 года стали театральным завещанием Олега Николаевича, в котором он размышлял о законах жизни и прощался с ней.

Андрей Мягков – Войницкий и Олег Ефремов на репетиции спектакля «Дядя Ваня». 1985 г. Фото Игоря Александрова
Андрей Мягков – Войницкий и Олег Ефремов на репетиции спектакля «Дядя Ваня». 1985 г. Фото Игоря Александрова

Однажды в интервью Ефремов сказал, что в каждом спектакле по Чехову ведет с автором диалог. «Человеческий, философский – какой угодно – диалог происходит при постановке каждой пьесы, и мне не хочется его обнародовать. Всякий раз, для себя, это определение смысла жизни».

Фрагмент экспозиции «Олег Ефремов. Диалог с Чеховым»
Фрагмент экспозиции «Олег Ефремов. Диалог с Чеховым»

Выставка предлагает проследить, как развивался этот диалог, как рождались чеховские спектакли Ефремова. Увидеть их будто бы «в разрезе», обратив внимание на основные стадии создания спектакля. Эти стадии куратор Марфа Бубнова и художник экспозиции Ксения Кочубей обозначили так: «замысел» – «репетиции» – «премьера».

Художественный руководитель МХТ имени А.П. Чехова Константин Хабенский, директор Музея МХАТ Софья Грачева и ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий на открытии выставки
Художественный руководитель МХТ имени А.П. Чехова Константин Хабенский, директор Музея МХАТ Софья Грачева и ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий на открытии выставки

На выставке представлено множество архивных фотографий, запечатлевших моменты репетиций и сами спектакли, афиши, костюмы, предметы реквизита, макеты, воспроизведены цитаты из записных книжек Олега Николаевича Ефремова. Все это дополнено фрагментами из высказываний режиссера, записей репетиций и воспоминаний актеров. А на мониторах можно увидеть фрагменты из спектаклей.

Письма О.Н. Ефремову и почтовый ящик, куда можно опустить послание со своими впечатлениями от выставки
Письма О.Н. Ефремову и почтовый ящик, куда можно опустить послание со своими впечатлениями от выставки

Есть тут и подлинные письма, которые приходили Олегу Николаевичу со всей страны. Самое удивительное – несмотря на свою колоссальную загруженность, он все их прочитывал, а на некоторые даже отвечал. Рядом с письмами размещен почтовый ящик для посланий посетителей выставки, которые могут поделиться своими впечатлениями.

Николай Чиндяйкин, помощник О.Н.Ефремова Татьяна Горячева и Станислав Любшин на открытии выставки
Николай Чиндяйкин, помощник О.Н.Ефремова Татьяна Горячева и Станислав Любшин на открытии выставки