В Зеленом фойе постоянной экспозиции Музея МХАТ до 14 октября открыта выставка «Олег Ефремов. Диалог с Чеховым», рассказывающая о чеховских спектаклях Олега Николаевича во МХАТе.
«Может быть, я не стал бы актером и режиссером если бы в 1943 году, во время войны, еще юношей не посмотрел знаменитый спектакль Художественного театра “Три сестры”. Впечатление было громадное… Я тогда еще мало что понимал, но так это взволновало, так захватило! Несколько дней я находился под тем впечатлением, которое, наверное, и должен оставлять Чехов. После этого я стал уже думать, как бы мне приобщиться к искусству театра, и в 1945 году поступил в Школу-студию МХАТ».
Эти слова – из выступления Олега Ефремова, художественного руководителя МХАТа, на Международном фестивале в Эдинбурге. С момента пережитого потрясения на спектакле Вл. И. Немировича-Данченко «Три сестры» Чехов сопровождал его всю жизнь. Еще студентом он познакомился с сестрой Антона Павловича Марией Павловной, гостил у Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой в Гурзуфе, где находился филиал чеховского музея. Потом было создание театра-студии «Современник», постановки пьес Розова, Володина, Зорина, рождение нового типа героя, настолько близкого и узнаваемого, будто бы он шагнул на сцену с оживленной московской улицы. Однако Чехов не уходил из поля внимания Ефремова – неслучайно его последним спектаклем в «Современнике» в 1970 году стала «Чайка», получившаяся резкой, дисгармоничной, почти публицистической.
Свой Театр Чехова Олег Николаевич выстроил уже во МХАТе. Когда-то основатели Художественного театра явили публике все главные пьесы Чехова, теперь на той же сцене, но уже совсем в другую эпоху это сделал и Ефремов. Произошло это не сразу – лишь через шесть лет после своего прихода во МХАТ Олег Николаевич выпустил «Иванова». А через десять лет, в «Чайке», он показал зрителю то, что соратник Ефремова, критик Анатолий Смелянский назвал «рождением новой мхатовской семьи». Этот особого качества ансамбль, в котором гармонично сосуществовали мхатовские «старики», артисты, пришедшие во МХАТ из «Современника» и других трупп, и актерская молодежь, станет отличительной чертой всего чеховского цикла Ефремова в Художественном театре.
Его чеховские спектакли говорили о разном, и судьба им выпала разная. «Иванов» рассказывал о неприкаянном и обреченном существовании совестливого человека в современном мире, о том, как трагично, когда сил и талантов много, а применить их негде. Иннокентий Смоктуновский гениально воплощал в своем Иванове эту маяту человека эпохи застоя. Гармоничной, наполненной трепещущим светом, придуманным художником Валерием Левенталем, «Чайке» была уготовала феноменально долгая жизнь – спектакль шел более тридцати лет, в ней переиграли едва ли не все ведущие артисты труппы. В «Дяде Ване» (1985) на первый план выходила тема Астрова (эту роль играл сначала Олег Борисов, затем Олег Ефремов), с его страстью и энергией гражданина, болеющего за окружающий мир, с его цельностью и установкой на реальные дела. В «Вишневом саде» (1989) шла речь о скором исчезновении не только сада, но и самих интеллигентных обитателей имения, и все понимающая Раневская Натальи Теняковой смотрела в лицо своей судьбе. И, наконец, «Три сестры» 1997 года стали театральным завещанием Олега Николаевича, в котором он размышлял о законах жизни и прощался с ней.
Однажды в интервью Ефремов сказал, что в каждом спектакле по Чехову ведет с автором диалог. «Человеческий, философский – какой угодно – диалог происходит при постановке каждой пьесы, и мне не хочется его обнародовать. Всякий раз, для себя, это определение смысла жизни».
Выставка предлагает проследить, как развивался этот диалог, как рождались чеховские спектакли Ефремова. Увидеть их будто бы «в разрезе», обратив внимание на основные стадии создания спектакля. Эти стадии куратор Марфа Бубнова и художник экспозиции Ксения Кочубей обозначили так: «замысел» – «репетиции» – «премьера».
На выставке представлено множество архивных фотографий, запечатлевших моменты репетиций и сами спектакли, афиши, костюмы, предметы реквизита, макеты, воспроизведены цитаты из записных книжек Олега Николаевича Ефремова. Все это дополнено фрагментами из высказываний режиссера, записей репетиций и воспоминаний актеров. А на мониторах можно увидеть фрагменты из спектаклей.
Есть тут и подлинные письма, которые приходили Олегу Николаевичу со всей страны. Самое удивительное – несмотря на свою колоссальную загруженность, он все их прочитывал, а на некоторые даже отвечал. Рядом с письмами размещен почтовый ящик для посланий посетителей выставки, которые могут поделиться своими впечатлениями.