Решил начать изучать с вами нотную грамоту на данном уроке, а не на уроке №6, как предполагал ранее.
Без нотной грамоты, как я уже говорил, нам никак не обойтись. Но мне не хотелось бы вываливать её всю сразу. Будем поэтапно её изучать.
Сегодня поговорим о следующих очень важных понятиях в музыкальной грамоте:
- что такое ноты;
- зачем нужен нотоносец;
- высота звуков;
- длительность нот.
Этого на первый раз будет достаточно.
Ноты и их длительность
Ноты - это просто знаки нотного письма, означающие те или иные музыкальные звуки определённой длительности. Они имеют различный вид в зависимости от того, какую именно длительность каждая из них передаёт музыканту. Вот основные из них:
Самая длительная по звучанию нота носит название "целая нота". Это - овал, не закрашенный внутри. Целая нота длится без перерыва 4 счета. То есть после извлечения звука нужно считать: "раз и, два и, три и, четыре и". И пока вы считаете, нота должна звучать.
Вторая по длительности - половинная нота, длящаяся 2 счёта ("раз и, два и") без перерыва. Она может попасть и на любой другой счёт, например, "три и, четыре и" или на счёт "два и, три и", но в сумме она должна звучать без перерыва 2 счёта. Выглядит незакрашенным овалом, к которому прикреплена палочка, называемая "штилем".
Четвертная нота длится 1 счёт, например, "раз и" или "два и" и так далее. То есть, на каждый счёт играется 1 четвертная нота. Похожа на половинную, но только овал у неё закрашен чёрным цветом.
Ещё короче по длительности восьмая нота - она длится всего на полсчёта: либо на "раз" ("два", "три", "четыре"), либо на связанный с ним в один счёт союз "и". Другими словами, за один счёт должны прозвучать 2 восьмые ноты. С виду она похожа на четвертную, но у неё появляется на штиле хвостик, который называется "флажок". С помощью этого флажка они могут соединяться группами от двух и более нот:
Получается, что все названия длительностей нот происходят от целой ноты, которая каждый раз дробится (делится) на число 2.
Из следующего изображения, в котором целая нота принята за яблоко, можно многое понять о длительностях нот:
Если целую ноты принять за число "1", тогда половинная нота будет считаться (и считается в музыкальной грамоте) 1/2, четвертная 1/4, а восьмая - 1/8. По-другому: в целой длительности вмещаются 2 половинные ноты, 4 четвертных и 8 восьмых:
Имеются и более короткие длительности, но о них чуть позже.
Нотный стан и высота звуков
Сами по себе ноты обозначают только длительность, поэтому ими можно передать лишь какой-нибудь ритмический рисунок аккордовой игры гитары или другого музыкального инструмента:
А чтобы записать мелодию, необходимо главное средство нотного письма под названием "нотный стан" (или "нотоносец", что одно и то же).
Познакомьтесь с ним:
Нотный стан - это 5 параллельных линеек на всю ширину листа, на которые записывают ноты. Линейки нотоносца начинаются снизу, то есть, считается, что нижняя линейка нотного стана - это "1-я линейка", далее - выше - "2-я линейка" и так далее.
Вопрос, почему линейки нумеруются, начиная снизу нотоносца, имеет вполне логичное объяснение: чем выше нота на нотном стане, тем выше её звучание.
На нотном стане любая написанная нота, кроме обозначения длительности, наделена ещё одной важнейшей характеристикой - она указывает конкретную (строго определённую) высоту звука, а в связи с этим у неё появляется "имя", например, нота "Ля" или "До" и так далее.
Ноты могут располагаться как на самих линейках нотного стана, так и между ними (на верхнем рисунке это показано). Однако из-за очень большого числа музыкальных звуков разной высоты пяти линеек нотного стана просто не хватает, поэтому имеются и другие места для размещения нот:
Добавочные линейки короткие, чтобы только обозначить ноту. Они могут присутствовать только при появлении звуков, которые нужно обозначить на добавочных линейках. Добавочные линейки пишутся отдельно для каждой ноты.
Нот, что записываются на добавочных линейках, гораздо больше (в разы), чем тех, которые записываются на основных - длинных - линейках нотоносца (примерно в 7 раз). В гитарных нотах эта цифра поменьше, конечно, так как диапазон гитары значительно уступает диапазону звуков (нот) фортепиано.
Добавочные линейки так же, как и основные, имеют свои названия-счёт, например, "первая добавочная линейка над (или под) нотным станом", "вторая..." и так далее. Но свою нумерацию они начинают от нотного стана (это нужно запомнить!):
На этом сегодня закругляемся по поводу нотного письма.
Приступим к практике
Продолжим тренировать большой палец правой руки совсем начинающим гитаристам. Играйте 2 следующих упражнения. Оба они играются только большим пальцем правой руки приёмом апояндо. Тактовые размеры 3/4, значит, считать следует каждый такт на счёт "раз, два, три". Половинные ноты длятся 2 счёта, четвертные - 1 счёт. Особенно контролируйте длительности нот в упражнении №4, где много тактов с половинной нотой и четвертью.
Играйте упражнения в медленном темпе: примерно 1 счёт (доля) должна длиться 1 секунду. У кого нет метронома, то скачайте его в интернете и установите темп четверти на значение 60 (то есть 60 ударов в минуту).
Тем, кто немного играет на гитаре
Упражнение 2 на отработку пульгар играющим гитаристам усложняется. Нужно поставить пальцами левой руки аккорд E7 и на нём отрабатывать этот технический приём.
==============================================
Раздел "Проверь свой уровень"
Сегодня ноты пьесы для среднего уровня гитаристов. Проверяем себя!
На этом урок закончен. Лайкните статью, если понравилась, а также напишите комментарий, может, что не очень понятно или, наоборот, всё хорошо. Поделитесь с друзьями в соцсетях, возможно, ваш друг ищет именно такой обучающий контент. И он, и я будем вам благодарны.
Подписывайтесь под канал, помогите ему развиться своим присутствием и заинтересованностью.