Найти тему
АиФ–Красноярск

Артист, технарь или спортсмен. Какие выбрать занятия для ребёнка?

Оглавление
   Главное, чтобы ребенок не уставал.
Главное, чтобы ребенок не уставал.

Гимнастика, робототехника, шахматы, танцы, боевые искусства, плавание, горные лыжи... От выбора секций у современных родителей разбегаются глаза. Как не потеряться в многообразии предложений и определить направление, в котором ребёнок преуспеет? Коррес­пондент krsk.aif.ru спросил об этом у специалистов: психолога, спортивного тренера и педагога по творчеству.

Ориентир на способности

По словам руководителя психологической службы, психолога семейного центра Валентины Павловской, есть несколько способов определить вектор развития.

Во-первых, не пытаться реализовать с помощью ребёнка свои невоплощённые мечты, а присмотреться, к чему более расположен он сам. Один при любой возможности берёт в руки карандаш и начинает рисовать, другой пускается в пляс, стоит ему услышать музыку, третий без конца напевает песенки. Воспользовавшись подсказками, которые демонстрирует сын или дочь, родителям будет проще сориентироваться в направлении.

Во-вторых, спросить у ребёнка, чем он хотел бы заниматься.

В-третьих – этот вариант подойдёт мамам и папам, которые (или дети которых) хотят всего и сразу, – сходить на профессиональную диагностику талантов к психологу или коучу. Специалист определит, гуманитарий перед ним или технарь, артист или спортсмен, и наметит наиболее подходящие сферы.

При выборе спортивной секции важно обратить внимание на медицинские показания, отмечает фигуристка, тренер по фитнесу и танцам Татьяна Шиповалова.

«При проблемах с позвоночником часто советуют плавание. Есть виды спорта, которые не подойдут ребёнку c сердечными недугами – например единоборства. Если противопоказаний нет, ориентируемся на желания ребёнка, его комплекцию и качества. Активным детям подойдут взрывные виды спорта: конькобежный и лыжный спорт, бег на скорость; физически крепким – бокс, борьба; «сухим» и подвижным – гимнастика, карате, футбол».

Тот самый преподаватель

«Очень многое зависит от педагога, – говорит арт-тренер и педагог по творчеству Мария Славкина. – Иногда выбрать его важнее, чем само направление. Если вы нашли человека, который виртуозно рулит процессом, способен включить желание учиться и влюбить в предмет и ребёнок хорошо идёт на контакт с преподавателем, возможно, именно с ним он преуспеет».

Ставку на достойного тренера обычно делают родители юных спортсменов, порой через весь город отвозя детей на занятия к лучшему специалисту. Татьяна Шиповалова считает, что это оправдано, если семья выбирает для ребёнка путь профессионального спортивного развития. Но стоит помнить, что подходит он активным, целеустремлённым детям, не боящимся соревнований и способным на постоянное преодоление себя.

«Если нацеленности на выдающиеся результаты нет, не стоит мучить ни ребёнка, ни себя, – уверена Татьяна. – Чтобы заниматься для здоровья, достаточно секции, которая будет находиться рядом с домом или прямо в школе. Пусть попробует разные направления, которые ему интересны, и выберет самое-самое – без привязки к тренеру».

Никогда не поздно

Для дошкольников и учеников начальной школы подбор дополнительных занятий часто происходит в формате проб и ошибок. Мария Славкина советует поводить ребёнка по разным кружкам и позволить выбрать атмосферу, в которой ему захочется остаться. Родителю при этом важно занять позицию наблюдателя.

«Бывает, дети ходят на секцию 2–3 месяца и бросают, потому что хотят попробовать новую. Бояться этого не стоит, – успокаивает Валентина Павловская. – В течение нескольких лет ребята могут сменить 5–8 секций. Это способствует тому, что в конечном итоге они находят по-настоящему увлекающее их направление, в котором занимаются с удовольствием и показывают результаты».

В подростковом возрасте хорошо обратить внимание на секции, которые помогают развить навыки, актуальные для будущей профессии, – и обязательно с учётом потребностей и способностей ребёнка.

Часто родители детей, которые ранее не посещали никаких занятий, серьёзно задумываются о «допах» на пороге переходного возраста – чтобы тинейджера не затянула плохая компания. Но подростки не всегда с энтузиазмом встречают идею разнообразить свой досуг кружком. Не стоит давить, указывать и ставить условия. Лучше предложить попробовать. Есть множество универсальных направлений, в которых никогда не поздно начать. Мария Славкина советует рассмотреть живопись, театральное искусство, скульптуру, гончарное мастерство, шахматы, робототехнику, конструирование, моделирование, пение, игру на музыкальных инструментах.

Без ритма белки в колесе

Специалисты сходятся во мнении, что два дополнительных занятия в неделю – здоровая норма. Занимаясь три раза в неделю и чаще, ребёнок достигнет больших успехов. Но родителям, которые вписывают в каждый день расписания по занятию, важно понимать, что такая интенсивность скажется на успеваемости в школе – и не ученик будет в этом виноват.

«Ритм белки в колесе к хорошему не приводит, – предупреждает Валентина Павловская. – В графике обязательно должно быть время на ничегонеделание и на общение с родителями – хотя бы полчаса в день».

Мамам и папам первоклашек психолог рекомендует дать ребёнку возможность адаптироваться к школе – без дополнительных занятий. Хотя бы до Нового года, если ранее он не посещал никаких секций, а в идеале – до второго класса. Если же малыш с детсада ходил на несколько кружков, к 1 сентября стоит оставить не более двух, иначе можно перегрузить ребёнка. На чрезмерную утомляемость укажут раздражительность и нарушение сна (проблемы с засыпанием или жалобы на нехватку сна даже при достаточном его количестве).

Возраст учеников средних и старших классов, по словам специалиста, позволяет им самостоятельно регулировать дополнительную нагрузку. Если в приоритете школа и успешная учёба, подросток даст понять, что устаёт на «допах», и адекватным решением будет снизить количество занятий до здоровой нормы. Решение тинейджера сделать акцент на секции, которую он воспринимает как мостик в будущую профессию, тоже стоит уважать, хотя, возможно, из-за этого снизится успеваемость по некоторым школьным предметам.

Здоровая норма продолжительности одного занятия обычно составляет 45–60 минут. К средней школе она может быть увеличена до 75–80 минут, к старшей – до 1,5 часов.

«Не хочу заниматься!»

«Сын ходил на бальные танцы с шести лет. Всё было хорошо. Преподаватель хвалил, ребёнок места на конкурсах занимал. А в 13 лет пришёл с тренировки и сказал, что ходить туда больше не намерен. Мы в шоке. Тренер говорит, чтобы мы настояли на продолжении занятий. Не знаю, получится ли из этого что-то хорошее... » – вздыхает мама ученика 7-го класса Наталья Кошелева.

Валентина Павловская говорит, что такие ситуации не редкость. И прежде чем принимать решение, нужно выявить причину, по которой ребёнок внезапно разлюбил занятия – если действительно их любил. Возможно, раньше он занимался для родителей: чтобы не расстроить их или заранее зная, что «откосить» не получится из-за непреклонности мамы или папы. Достигнув переходного возраста, ребёнок осознал, что может сказать «нет», и готов отстаивать свою точку зрения.

«Помню случай, когда мальчик, игравший на скрипке, однажды заявил родителям, что больше не пойдёт в музыкальную школу. На консультации мы разобрались, что это не подростковый каприз – оказывается, ребёнок мечтал стать футболистом. Благодаря гибкости мамы мечту мальчика удалось воплотить, и он быстро стал показывать хорошие результаты в футболе», – рассказывает психолог.

Мамы и папы младших школьников также иногда настаивают на продолжении занятий из-за того, что вложились в дорогой инвентарь. Специалист уверен: это путь в никуда. И отношения с ребёнком пострадают, и результатов особых дождаться не получится – школьник, которому неинтересно на занятии, попросту не будет стараться. Валентина советует: прежде чем отдать ребёнка на секцию, стоит просчитать, сможет ли семья потянуть её финансово. Если нет, лучше выбрать более бюджетный вариант. Или вовсе бесплатный – такие легко найти в базе навигатора дополнительного образования.