Об авторе: Климченко Анастасия Павловна.
Психолог детского сада "Гениаполис".
Опыт работы: более 10 лет психологической деятельности.
В предыдущей статье мы подробно разобрали ошибки, связанные с непониманием родителями особенностей разных возрастных периодов в развитии ребёнка.
ВТОРОЙ БЛОК ОШИБОК связан с ситуациями, когда родители не формируют должной социальной среды, для развития малыша.
В настоящее время всё чаще наблюдается следующая тенденция: ребенок ни к чему не хочет прилагать усилия. Однако развитие – это всегда выход из зоны комфорта, даже небольшой шажок важен. Причиной этого явления могут быть следующие ошибки:
Родители не создают для ребёнка условий для мягкого выхода из зоны комфорта.
Всегда нужно чуть-чуть усложнять жизнь ребенка - давать ему возможность преодолеть. Даже если не получилось раз или два, надо продолжать, ведь таким образом мы простраиваем нейронные связи, и на пятый раз – все получится. Тогда ребенок шаг за шагом переходит на следующий этап. Если у малыша что-то не получается – мы не бросаем это дело, а вместе с ним идем в развитии. Если следовать этой системе, то уже к 5 годам у ребенка появляется мотивация: он знает, что у него всё получится, главное продолжать стараться.
Ребенку не объяснили, зачем ему это надо.
Например, вы привели его в детский сад, и он задается вопросом: “А зачем? Мне и дома хорошо”. Малыш не понимает, так как у него еще нет соответствующего опыта. Всегда нужно проговаривать с ребёнком смыслы и цели того или иного действия, тогда у него формируется мотив и структура мнения. Тогда он начинает выражать свою позицию. Многие говорят: “ты еще мал, ты еще ничего не понимаешь - помолчи” - это неправильно. Следствием этого является то, что в школе ребенок не поднимает руку, даже если знает ответ. Он боится сделать ошибку, быть отвергнутым или оскорбленным, потому что у него был негативный опыт, когда он попытался. Ему не давали возможность высказаться.
Гаджеты в бесконтрольном пользовании у ребенка.
Человек рождается в движении, каждая его клеточка - двигается. Сейчас эпоха смартфонов и компьютеров. Безусловно, часто они выручают, но ребенок их воспринимает дословно - как часть тела. Если для нас это инструмент достижения какой-либо цели, то для ребенка – нет. Если малышу бесконтрольно много давать гаджеты, он становится статичным, а это значит – снова нет движения, развития, формирования структуры мозга и межполушарного взаимодействия. Если вы заметили, что ваш ребенок недостаточно активен, то дайте ему эту возможность: запаситесь “гаджетами” для активных игр (мячи, скакалки, лыжи, бадминтон), пусть ваш семейный досуг будет активный. Дополнительные спортивные секции - тоже отличное решение: бассейн, карте, танцы - всё что угодно. Следите за тем, чтобы ребенок двигался как можно больше.
Часто обездвиженность приводит к тому, что ребенок не чувствует границ своего тела. Для примера приведу тест, который может провести каждый: ребенок вытягивает руку, закрывает глаза, родитель говорит: “Представь, что мои пальцы - муравьи, муравей ползет по твоей ручке". На локтевом сгибе ребёнок должен сказать “стоп”. Если ребенок сказал “стоп” раньше или позже - это повод задуматься. Это значит, возрастной период, где идет ориентировка на тело и движения, был реализован недостаточно. Важно, чтобы мы постоянно контактно и тактильно заземляли ребёнка. Отсутствие крепкого телесного “я–фундамента,” замедляет развитие малыша. Здесь помогает всевозможные тактильные практики: “покажи, где твои глазки, носик”, “дотронься правой рукой до затылка”. Попробуйте дать ребенку несколько заданий, на скоординированность, ощущение себя. Когда реализована эта фундаментальная настройка - ребенок активнее развивается, так как у него запущены все психические процессы и функции.
В этой и предыдущей статье я разобрала самые распространенные ошибки в родительстве и то, как их можно предусмотреть или исправить. Была рада поделиться с вами своими знаниями. Надеюсь, они будут для вас полезны.
Но главное помните, ошибки совершают все, самое главное – уметь их понять и исправить. Именно тогда ошибки становятся бесценным опытом, которым вы со временем будете делиться уже со своими детьми, когда они станут родителями.
Если у вас есть остались вопросы по разобранным мной ошибкам, с радостью отвечу на них в комментариях.
Анастасия Павловна Климченко
Психолог Детского сада Гениаполис
Наш адрес: Ярцевская, д. 6 А (м.Молодежная/Кунцевская)
Тел: +7 (499) 370-46-52
____________________
· Читать ещё:
Ребенок капризничает. Что делать? | Гениаполис - город, где правят дети! | Дзен (dzen.ru)
Гениаполис - город, где правят дети! | Дзен (dzen.ru)