Среднестатистический размер чаевых официанта с одного заказа в августе составил 281 рубль. Такие данные предоставил «Российской газете» сервис перевода чаевых CloudTips. Щедрее всего в августе россияне были к блогерам - средняя сумма доната составила 678 рублей. На втором месте — мастера салонов красоты, которым оставляли в среднем 363 рубля. Официанты оказались третьими. Четвертое место за консультантами в магазинах: 179 рублей. Скромнее всего благодарили курьеров - средний чек онлайн-чаевых для них 118 рублей.
Указанные суммы на 11% больше, чем в августе прошлого года.
Постепенный отказ от наличных принципиально изменил подходы к стимулированию клиента дать на чай. А многие «халдейские» профессии просто лишил дополнительного дохода. «Когда-то я в нашем заведении ввёл бизнес-ланчи. И назначил цену в 283 рубля, - вспоминает московский ресторатор Григорий А. – Столь некруглое число подразумевало, что официанту дадут 300 рублей, а сдачу оставят на чай». Собственно, именно сдача всегда играла немаловажную роль в стимулировании щедрости клиента. Начиная от такси и заканчивая доставкой. В частности, курьеры специально выбирали именно те сферы, где чаще образуется сдача. Зато сегодня почти во всех онлайн сервисах вызова такси или доставки добавлена опция чаевых.
В ресторанах, где персональная благодарность официанту исторически принята, на столиках или прямо в распечатанном счёте указывается QR-код для перевода чаевых по безналу. Зато исчезновение наличных из карманов практически уничтожило такую ресторанную услугу, как «одевание барина». Помогающему надеть пальто гардеробщику полагалось что-то дать в руку. Как и швейцару. А сейчас как? Не сканировать же прям сразу QR-код. Аналогично и с заправщиком на АЗС. Последние, по отзывам, тоже всё чаще остаются без прежней мелочи.
В целом, исчезновение нала во многом оставило без чаевых откровенных вымогателей. Например, охранников на воротах, нянечек в справочных и прочий низовой персонал роддома. При появлении счастливого отца, они тут же с улыбкой сообщали: «C вас причитается!». Раньше б попавший врасплох сунул им купюру. А нынче, увы - QR-код над окошком госучреждения не повесишь.
Зато появление онлайн чаевых сняло определённые ментальные барьеры для материального выражения благодарности, например, упомянутым выше консультантам в магазинах или тренерам фитнес-центров. Да и всех иных мест, где перед носом клиента ненавязчиво размещают напоминалку с QR-кодом.
Резкий прорыв в онлайн чаевых по данным специализированных сервисов наступил в 2020 году во время локдауна. Тогда чаевые и донаты для многих заведений, блогеров, артистов оказались одним из немногих источников дохода. Онлайн-чаевые стали способом выражения поддержки. В период ужесточений коронавирусных ограничений, несмотря на общую экономию, россияне оставляли более щедрые чаевые курьерам и сотрудникам заведений общественного питания. При отмене концертов и фестивалей возрастал объем донатов музыкантам и артистам.
Судя по всему, именно пандемия приучила донатить - число переводов донатов блогерам в августе 2022 года оказалось в пять раз выше, чем в августе 2021 года.
Замечено, что щедрее на чаевые россияне становятся в сезон отпусков — в период майских праздников и летом. А в дни непогоды тратят больше на благодарность таксистам и курьерам.
(моя статья, опубликована на rg.ru)
ЧИТАТЬ ЕЩЁ: Нагадить на бордюр, или собака неуважения
#Блогеры #чаевые #ресторан #официант #юмор #онлайнбизнес #донаты #такси #халдеи #бизнес