Найти тему
ЯМадама

«Золотая Орда»: с кем вы, мастера исторических фантазий?

Оглавление

На Первом канале завершился повторный показ псевдоисторического сериала «Золотая Орда». Полёт авторской фантазии не сдерживало ничего. И получилось красиво. Но к чему были все операторские изыски, яркие костюмы и сюжетные выверты – так и осталось непонятным.

Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/121946/poster/89153/
Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/121946/poster/89153/

Здравствуйте!

Давным-давно в далёкой Галактике бушевало

ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ ИГО

Хоть авторы сериала и предупреждали в начале каждой серии, что исторических достоверностей ожидать не следует, всё же зритель надеялся на разумные соответствия. Но не историей единой живёт современное кино. Авторы вполне разумно посчитали, что былины, исторические песни и предания тоже годятся в качестве основы для сценария.

Сказочно-былинные образы не требуют соответствия жизненной правде. Вот Настя (Карина Андоленко) – это же вылитая Василиса Микулишна. Чтобы спасти родного мужа, обрезала пышные косы, переоделась в мужское платье и всех врагов перехитрила. Понятно, что в условиях военного лагеря вряд ли удалось бы женщине скрыть свою природу, тем более на протяжении десятка серий, но чего в сериалах не бывает.

Настя (К. Андоленко) Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/121946/foto/i3/713520/
Настя (К. Андоленко) Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/121946/foto/i3/713520/

Правда, зачем этот подвиг понадобился, авторы фильма не поясняют. Это Василиса Микулишна своего Ставра Годиновича спасла, а в сериале Настиного мужа Ивана князь Ярослав у хана выпросил. Мог, наверное, и без Насти обойтись – надо было лишь подождать, пока мечеть достроят.

Со всеми сюжетными линиями в этом сериале так: навыдумывали, накрутили, а в конце не ясно: для чего огород городили?

В чём смысл героического кино на тему родной истории? Чтоб наши победили. Здесь наши победить никак не могли – ханам дань собирать и ярлыки раздавать ещё долго. И победы выходят мелкие, адюльтерные.

Вот он, жестокий хан Берке

Берке (Р. Сабитов). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/121946/foto/788937/
Берке (Р. Сабитов). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/121946/foto/788937/

Даже среди монголов злодей. Подозрительный, злобный. Родственников казнит почём зря, жён истязает, гостей травит. Какое ему в фильме наказание? Красавица жена изменяет с рыжим художником. Художник Николка, конечно, настоящий русский парень: от боли не стонет, в воде не тонет, голову теряет от любви, а не от палаческой сабли.

В общем-то, Николка с молодой ханшей Айжан татаро-монгол победили: сами к морю сбежали, а ребёнка в юрту подбросили. С тех пор, видно, в Орде рыжие дети рождались.

Николка (С. Соцердотский). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/121946/foto/i2/788931/
Николка (С. Соцердотский). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/121946/foto/i2/788931/

Но тлетворное вражеское влияние и на Русь распространилось. Великий князь, опора земли Русской, тоже не без греха: от законной жены (и какой!) завёл себе молодую татарскую кралю с наведёнными бровями.

Князь Ярослав (А. Устюгов) и Наргиз (А. Джазильбекова). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/121946/foto/i2/727024/
Князь Ярослав (А. Устюгов) и Наргиз (А. Джазильбекова). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/121946/foto/i2/727024/

Это всё иго виновато, князя нам испортили.

Понятно, что в современной культуре образы древних князей берутся из фантазий сценаристов. Но почему эти образы такие несимпатичные?

Есть же пример, на который, кстати, издалека оглядывались и авторы «Золотой Орды»: «Слово о полку Игореве». Тоже – не летопись, а художественный текст. Только там у князя Игоря милый брат Всеволод. И оба князя морально устойчивы: у одного жена милая, прекрасная Глебовна, у другого – Ярославна на путивльской стене. Именно плачущая Ярославна и сберегла любимого мужа:

Просто ты умела ждать,
Как никто другой

Из истории мы знаем, что всякое меж князьями-родственниками бывало. И власть делили, и предавали друг друга. Но нигде в литературе не говорится, что это нормально. Наоборот: предателей осуждали, братские союзы воспевали. И напоминал главное: за спиной князя – вся Русская земля.

А в фильме красивый князь Ярослав сделал всё, чтоб настроить против себя народ и сделать сыновей врагами. Да и дружину толком собрать не смог. Один воин, и тот Настя.

Так зачем это всё выдумывали? Что хотели сказать?

Историю учите? – Нет, только показываем. – Ну, красивая

Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/121946/foto/i4/755245/
Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/121946/foto/i4/755245/

Сериал уже обсуждают здесь:

"Золотая Орда": если бы у тётушки был ус, она была бы дядюшкой

"Золотая Орда": половецкие партизаны и древнерусские долгожители

#киноклуб ямадама

#киноклубямадама #золотаяорда #первый канал #1канал #каринаандоленко #юлияпересильд #сериал #историческиесериалы