Автобусы — пожалуй, самый доступный и распространенный общественный транспорт для поездок по городу, на дачу, междугородных и даже международных путешествий. Производством автобусов в СССР занимались 43 предприятия — как специализированных, так и тех, которые выпускали небольшие опытные партии. Да еще мы закупали автобусы за границей. Охватить всё это разнообразие невозможно, поэтому расскажем сегодня некоторые интересные подробности о самых знаменитых моделях, которые в нашей стране знает каждый!
Первые отечественные
Первым «нашим» автобусом считается АМО-Ф15, выпускавшийся в 1926–1931 годах на заводе «Автомобильного Московского общества» (с 1931 года — «ЗИС», с 1956 — «ЗИЛ»). Этот «малыш» имел размеры современного маршрутного такси и вмещал 14 человек. Двигатель на нем стоял мощностью всего в 35 л. с., то есть даже слабее, чем у «Запорожца». Но всё же это был наш прорыв в сфере общественного транспорта. В 1934 году на улицы советских городов въехали ЗИС-8, созданные на базе грузовика ЗИС-5, ставшие первыми массовыми отечественными автобусами. Они имели 21 место для сидения, а увеличенный салон позволял провозить до 10 пассажиров стоя. 73-сильный двигатель разгонял автобус до 60 км/час, и этого было вполне достаточно для городского транспорта. По чертежам завода ЗИС-8 выпускали в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге и других городах, где монтировались кузовы на готовые шасси. До конца 30-х годов ЗИС-8 были основой автобусного парка Москвы. Они же стали первыми советскими автобусами, которые выпускались на экспорт: в 1934 году партия из 16 машин ушла в Турцию. В любимом всеми фильме «Место встречи изменить нельзя» в роли милицейского автобуса по прозвищу «Фердинанд» выступил именно ЗИС-8.
Вместительные и комфортные
Очень оригинальной, полной технологических новшеств была одна из первых послевоенных моделей — ЗИС-154, выпускавшийся с 1947 по 1950 год. Этот автобус отличали корпус без привычного капота, большой салон на 34 сидения, кузов из алюминия. Автобус оснащался дизель-электрической силовой установкой (110 л.с.), которая обеспечивала большую плавность хода. Этот автобус двигался без привычных рывков, будто “плыл” над дорогой. Однако машина расходовала до 65 литров топлива на 100 км, была очень дымной и сложной в производстве. До 1950-го сделали только 1165 ЗИС-154, затем его сменил более простой ЗИС-155 с бензиновым двигателем спереди. На метр сократилась длина салона, до двадцати восьми — число сидений, простой карбюраторный двигатель развивал 95 л.с. Однако дешевизна этих машин, выпускавшихся с 1949 по 1957 год, позволила быстро обновить устаревший довоенный парк.
Служебная «коробочка»
В 1949 году на базе послевоенного грузовика ГАЗ-51 создали новые автобусы, получившие обозначение ГАЗ-651. Их салон вмещал 19 посадочных мест, а новый 80-сильный двигатель разгонял машину до 70 км/ч. Через пару лет производство этой модели передали на профильный Курганский автобусный завод, где он получил обозначение КАвЗ-651. Там его выпуск уже исчислялся десятками тысяч. Следующую модель, КАвЗ-685, запустили в 1971 году на базе грузовика ГАЗ-53. Его кузов был цельнометаллическим, потолок приподняли, количество сидений возросло до двадцати одного, место водителя отделили от салона перегородкой. Резко увеличилась мощность: новый движок выдавал 120 л.с и разгонял автобус до 90 км/ч. Различные модификации автобуса производились до 1989 года, после чего были заменены на конвейере моделью КАвЗ-3976. Она редко выходила на регулярные городские маршруты, а чаще использовалась как служебная или заказная. Нередко ее называли «коробочкой», а в известном романе Алексея Иванова «Ненастье», в котором «кавзик» фигурирует очень часто, автобус вообще именуют «барбухайкой».
Не только для городов
Огромную помощь городскому и сельскому населению принесли небольшие, но вместительные и проворные автобусы Павловского автобусного завода (ПАЗ). «Пазики» успешно работали в самом тяжелом климате, от морозной Якутии до жарких стран Африки, куда активно экспортировались. Первый ПАЗ-651 сошел с конвейера в 1952 году. Позже конструкторы изменили форму кузова, заодно расширив салон — так в 1958 году родился ПАЗ-652. В нем появился задний выход для пассажиров, причем обе двери открывались теперь автоматически. Вместимость увеличилась до 37 человек, в салоне разместились 23 посадочных места. В 1968 году на конвейер встала новая модель автобуса, ПАЗ-672. Ее отличал более мощный двигатель (115 л.с.), новая ходовая часть, чуть прибавилось места для стоячих пассажиров. Эта модель, с небольшими изменениями, выпускалась до 1989 года. «Пазики» стали основным общественным транспортом пригородных маршрутов — там на их плечах лежало 80% перевозок. Также производились полноприводные (довольно редкое явление среди автобусов) ПАЗ-3201. Но с 1972 по 1988 год было выпущено лишь 13 873, так что эти машины, популярные в качестве ведомственных в сельской местности, были большим дефицитом.
Самый распространенный
Одним из самых распространенных городских и пригородных автобусов в течение многих десятилетий был ЛиАЗ-677, выпускавшийся на Ликинском автобусном заводе с 1968 по 1994 год (на картинке к посту). Всего их произведено около двухсот тысяч штук. Уверены, что значительная часть наших читателей успела прокатиться на таком автобусе хотя бы в детстве. Модель получила ряд медалей выставок, признана одним из лучших автобусов советского производства, была крепкой и экономически выгодной. Среди недостатков — всего 25 (позже 40) сидячих мест при расчетной вместимости 110 пассажиров (в час пик в него, многие помнят, могло набиться и до 250, и до бесконечности). Только на ступеньках умудрялись разместиться до десяти человек! Автобус развивал небольшую скорость, особенно если шел в гору или был перегружен, потреблял до 45 литров на 100 км в городском цикле движения, но всё равно оставался едва ли не основным в автопарках многих городов. Кстати, именно на базе ЛиАЗа был создан первый отечественный автобус «с гармошкой»: ЛиАЗ-5Э676 сделали в 1962-м. Машину длиной 15,5 м построили на базе массового ЛиАЗ-158. Серийный двигатель в 150 л.с. был для столь большого автобуса слишком слабым, и от эксперимента отказались. Так что первыми массовыми сочленными автобусами в СССР стали знаменитые венгерские «Икарусы».
В наши дни вы можете приобрести в лизинг автобусы для своего бизнеса самых разных марок и моделей, которые сейчас доступны на рынке. Только за первые 6 месяцев этого года мы передали в лизинг нашим клиентам более 180 автобусов и сейчас они уже трудятся, перевозя сотрудников предприятий, работая на туристических маршрутах и в городском хозяйстве. Напомним, что автобусы российского производства можно приобрести по программе льготного лизинга, со скидкой 10%. Подавайте заявку на лизинг на сайте или по телефону 88005511918!