Найти тему
Александр Садко

Ленин, глазами очевидца-сподвижника. Встреча с Лениным. ч.1

Каким он был вождь мирового пролетариата? Разным. Живой настоящий Ленин на мой взгляд неплохо отображен в воспоминаниях Н.Валентинова (Вольского), который еще будучи молодым человеком имел возможность наблюдать и общаться с Лениным в условиях скажем так, не формальных. В 1904 году ему угрожал арест, и он бежал заграницу и там произошла его встреча с Лениным. Но самое интересное, что приехал он в Женеву убежденным «ленинцем», но после года общения с Лениным навсегда порвал и с ним лично и с большевизмом. Его рассказ о разрыве будет вам интересен. Образ Ленина в литературе носит схематичный характер, в нем нет индивидуальных черт, качеств, присущих каждому человеку.

-2

Ленин настоящий.

В своих воспоминаниях он отобразил наружность Ленина, его лицо, его эмоции, жесты и даже обстановку комнаты проживания, написал о его эстетических вкусах, любви к музыке и литературы и т. д. и т. п. Я думаю, что отрывки из этих воспоминаний помогут по-новому взглянуть на образ вождя мирового пролетариата и немного отойти от официального (мифического) его отображения.

И так. «Я увидел крепко сложенного человека, небольшого роста, лысого с редкой темно-рыжей бородкой и такими же усами».

Автор отмечает, что все «фото Ленина после 1917 года просто лживы. Особенно же фальшива одна распространенная, канонизированная, на которой Ленин представлен в виде какого-то гордого, красивого брюнета.

-3

Примерно таким хотел его видеть официоз.

Приходилось позднее много раз слышать и читать о ярко выраженном монгольско-татарском обличьи Ленина. Это неоспоримо, однако, при первой встрече, да и всех последующих, я на "антропологию" Ленина не обратил и не обращал никакого внимания. Его лицо казалось совершенно таким же, как у множества других русских, особенно в районе средней и нижней Волги. Пожалуй, немного косят глаза, да и то не оба, а скорее только правый. Глаза были темные, маленькие, очень некрасивые. Но в глазах остро светился ум и лицо было очень подвижно, часто меняя выражение: настороженная внимательность, раздумье, насмешка, колючее презрение, непроницаемый холод, глубочайшая злость. В этом случае глаза Ленина делались похожими на глаза - грубое сравнение - злого кабана».

- «Первые же минуты визита к Ленину я познакомился с одним, только ему принадлежащим, жестом. Говоря или споря, Ленин, как бы приседал, делал большой шаг назад, одновременно запуская большие пальцы за борт жилетки около подмышек и держа руки сжатыми в кулаки. Прихлопывая правой ногой, он делал затем небольшой, быстрый шаг вперед и, продолжая держать большие пальцы за бортами жилетки, распускал кулаки, так что ладони с четырьмя пальцами изображали растопыренные рыбьи плавники. В публичных выступлениях такая жестикуляция имела место сравнительно редко. При разговорах же, особенно если Ленин вдалбливал своим слушателям какую-нибудь мысль, а в каждый данный момент он всегда бил словом только в одну мысль, эта жестикуляция, этот шаг вперед и шаг назад, игра сжатым и разжатым кулаком - происходила постоянно. Постоянно попадая в поле зрения собеседников, ленинская жестикуляция настолько их заражала, что некоторые из них, например, Красиков и Гусев, тоже начинали запускать пальцы за жилетку. Ленин гипнотизировал и этим...». (мой комментарий (мк). Несомненен талант оратора, трибуна и собеседника).

- «Он никогда и никому не говорил о том, каковы его денежные ресурсы и в минимальной степени интересовался как с этим вопросом обстоит у других. Чем меньше будет истрачено на партийца денег из партийной кассы - тем лучше, а откуда и как он достанет ему недостающие средства - это Ленина совершенно не интересовало». (мк. Рационализм и эгоизм присутствуют).

- «Нужно не резонерствовать, как это делают хлюпкие интеллигенты, а научиться по-пролетарски давать в морду, в морду! Нужно и хотеть драться, и уметь драться. Слов мало». (мк. Очевидно, что готов решать любые вопросы насилием) .

- "Вот, думал я, это настоящий революционер высокой марки, это не хлюпкий, резонирующий интеллигент, а человек, у которого полная гармония слова и дела. Он и теоретик, и практик, у него все данные, чтобы стоять наверху, руководить движением, но когда это будет нужно, он не побоится сойти с этого верха и пойдет со всеми на улицу, станет на баррикады. Ленин не из тех, которые под разными самыми благовидными предлогами увиливают и остаются вне опасности. Идти драться с полицией, казаками, быть на баррикаде - значит быть готовым рисковать своей шкурой. И Ленин в нужный момент может это сделать, он не трус. Создаваемое о Ленине впечатление усилилось еще и тем, что он заметил по поводу моей голодовки в тюрьме: "В жизни нужно иметь смелость рисковать. Вы рискнули и выиграли. Одобряю". (м.к. В глазах большинства он был именно таким).

Располагая позднее уже обширным материалом для познания Ленина, я понял сколь неверно и сколь поверхностно было мое женевское представление о нем. Той, в моем понимании "гармонии слова и дела", приписываемой Ленину, у него как раз и не было. Он никогда не пошел бы на улицу "драться", сражаться на баррикадах, быть под пулей. Это могли и должны были делать другие люди, попроще, отнюдь не он». (мк. Здесь не трусость и не храбрость, а четкое понимание своей значимости и что без него все пойдет прахом).

- «Ленин воспевал "беззаветную решимость", "энергию", "смелость", "инициативу", "конспиративную ловкость" революционера и доказывал, что личность в революционном движении может творить "чудеса". Могучая, тайная, централизованная организация, состоящая из профессиональных революционеров, "всё равно студенты ли они или рабочие", по его словам, будет способна на всё "начиная от спасения чести, престижа, преемственности партии в момент наибольшего угнетения и кончая подготовкой, назначением и проведением всенародного вооруженного восстания". Эта организация опрокинет самодержавие "могучий оплот не только европейской, но и азиатской реакции" и сделает "русский пролетариат авангардом международного революционного пролетариата". Словом, из "Искры" возгорится пламя. (м.к. Что есть, то есть ему ведь это удалось).

Ох не прост был Ильич, ох не прост! Продолжение следует.