Найти тему
Валентина Яроцкая

А всё-таки кто же и кому завидует?

Само собой разумеется, что если объявить зависть страшным грехом, то верующие люди будут с этим грехом в себе бороться. А соответственно, если они прочитают в так называемой «духовной литературе» о том, что революция вызвана завистью бедных к богатым людям, то они будут открещиваться от Октябрьской революции, даже не вспоминая, какие блага она дала трудовому народу в бывшей царской России. И вскоре о своих политических и экономических правах перестанут беспокоиться вообще: дескать, Бог так создал мир, что одни, бедные, должны работать на тех, кто ими управляет, богатых. Главное – смирись, иначе обвинят в том, что ты грешный завистник... Кому выгодна такая позиция?

Памятник зависти в Бердянске.
Памятник зависти в Бердянске.

Конечно, зависть я не поддерживаю ни в какой форме, но у меня всякий раз возникают вопросы, когда я встречаю в православной литературе объяснение причин революции завистью бедных к богатым.

Когда в начале горбачёвской перестройки наши контрреволюционеры стали всячески впихивать в сознание народа мысль о преимуществах рыночной экономики и «западноевропейских ценностей», основанных как раз на этой рыночной экономике, так кто тут кому завидовал? «Здоровая конкуренция» девяностых проявила себя во всей красе сразу же, как только началась. Вы думаете, это «бедные» захватывали советские предприятия в свою собственность? Или «бедные» устраивали бандитские разборки? Или «бедные» потом строили себе стометровые яхты, чтобы переплюнуть своих товарищей, у которых яхты были всего-то каких-нибудь восемьдесят метров длины? А может быть, это «бедные» покупали себе пятую квартиру в Москве, потому что у «товарища по партии» уже было четыре? Или бедные внушали своему народу националистические лозунги?

Ничего не скажешь, «здоровая конкуренция», без всякой зависти. Иронизирую.

Нормальный человек ( не важно, верующий он или не верующий), обеспечив себя и свою семью необходимым, не будет увеличивать свои богатства до космических размеров. Зачем оно ему надо? Есть крыша над головой, дом или квартира, есть работа, которая даёт деньги на пропитание и отдых, на лечение и право на пенсию, – поднимется ли такой человек на революцию? Зачем? Если он в здравом уме, то он поймёт, что потеряет больше, чем, возможно, приобретёт.

И вот эти рассказы о том, что люди из зависти устроили революцию, мне кажутся, мягко говоря, лукавыми. Или наши предки ( рабочие и крестьяне) были совсем лишёнными здравого смысла? А я так думаю, что, очевидно, не очень им хорошо жилось в царской России.

В.Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866 год.
В.Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866 год.

( Читайте русскую классику: Лескова, Толстого, Чехова, Куприна и других – как раз найдёте у них правдивый рассказ о «хорошей жизни» в императорской России. Ну, смотрите ещё картины художников-передвижников, тоже многое можно узнать...).

Н.А.Касаткин. "Сбор угля бедными на выработанной шахте". 1894 год.
Н.А.Касаткин. "Сбор угля бедными на выработанной шахте". 1894 год.

И четыре года первой мировой войны показали людям, какая разница была между тем «пушечным мясом», в которое превращали простых крестьян и рабочих, и тем «высшим обществом», которое продолжало в военное время в столицах посещать рестораны и прочие увеселительные заведения.

И вот сейчас это объяснение исторических процессов «завистью» – это кому нужно? Не тому ли, кто боится потерять свои богатства, приобретённые за годы после контрреволюции 1991 года?

Когда в девяностые годы началось массовое возрождение церквей и обращение людей к духовному наследию православия, ведь сознание людей было ещё советским, а значит люди абсолютно не видели никакой классовой подоплёки в том, что им внушали в СМИ или в проповедях.

В советские годы мы уже привыкли, что есть рабочий класс, класс крестьянства, трудовая интеллигенция, не было ведь никаких «олигархов». И «завидовать» было, конечно, некому. Хочешь – учись, хочешь – трудись, есть способности – становись врачом, инженером, учителем. Но всё изменилось с началом «перестройки»…

Народ пошёл в храм за утешением: мир рушился, страны родной не стало, в условиях рыночной экономики люди начали всё более враждебно смотреть друг на друга ( а как же, «здоровая конкуренция» внедрялась везде, вплоть до учительских коллективов, начавших деление педагогов на особей «второй категории» и «высшей»).

Но постепенно в проповедях православных пастырей лично я всё чаще стала слышать то, что шло совершенно вразрез с моим знанием истории. Пришлось обновлять знания, заново выяснять причины революционных подъёмов в царской России.

Это бедные завидовали богатым или всё-таки богатые, завидуя друг другу, выжимали из народа все соки, чтобы обеспечить себе роскошную и сытую жизнь?

Почему-то мне кажется, что среди «имущих» людей найти завистников можно гораздо больше, чем среди бедных. Так было и в семнадцатом году прошлого века, так и сейчас – в двадцать втором году века двадцать первого.

Памятник Зависти в болгарском городе Хасково.
Памятник Зависти в болгарском городе Хасково.

«Здоровая конкуренция» в рыночной экономике, идеология потребителей, перекочевавшая в Советский Союз вместе с так называемыми «общеевропейскими ценностями» – вот что основано на зависти, а вовсе не желание народа выбиться из темноты и нищеты. И вот эта зависть «потребителей", жаждущих лондонских особняков и итальянских вилл, мне кажется, и привела бывшие советские республики к тем бедам, которые они сейчас переживают.