Найти в Дзене

Поведенческие методы преодоления страха, фобий и посттравматических тревог (часть 2)

Поведенческая техника сортировки карточек Данная техника может быть особенно полезной для тех людей, которые страдают,например, агорафобией (боязнь открытого пространства), кто хочет преодолеть панику и страх, которые связаны с приближением к "опасным" объектам (другие похожие фобии). 1) Выявляется место, которое вызывает страх. 2) Вы воображаете степени близости к этому месту, от самого безопасного расстояния, до самой пугающей точки близости. 3) На карточках записываете эти места. 4) На карточках записываете различные степени близости. 5) Сортируете данные карточки по порядку от менее пугающих до более пугающих. Теперь у вас есть интерактивный план из упорядоченных шагов от наименее до наиболее пугающих, которому вы можете следовать, чтобы постепенно преодолеть боязнь нахождения в "опасных" местах. История Майкла Майкл 20-летний студент, который учится на втором курсе. У него есть проблема. Майкл испытывает панику, если он заходит в аудиторию, в которой нет свободных мест рядом с две
Оглавление
Источник : Яндекс - картинки
Источник : Яндекс - картинки

Поведенческая техника сортировки карточек

Данная техника может быть особенно полезной для тех людей, которые страдают,например, агорафобией (боязнь открытого пространства), кто хочет преодолеть панику и страх, которые связаны с приближением к "опасным" объектам (другие похожие фобии).

1) Выявляется место, которое вызывает страх.

2) Вы воображаете степени близости к этому месту, от самого безопасного расстояния, до самой пугающей точки близости.

3) На карточках записываете эти места.

4) На карточках записываете различные степени близости.

5) Сортируете данные карточки по порядку от менее пугающих до более пугающих.

Теперь у вас есть интерактивный план из упорядоченных шагов от наименее до наиболее пугающих, которому вы можете следовать, чтобы постепенно преодолеть боязнь нахождения в "опасных" местах.

История Майкла

Майкл 20-летний студент, который учится на втором курсе. У него есть проблема. Майкл испытывает панику, если он заходит в аудиторию, в которой нет свободных мест рядом с дверью. Он хотел бы сидеть рядом с дверью, если вдруг во время занятия у него начнется паническая атака. Самое страшное для него не иметь возможности быстро покинуть аудиторию. Чем дальше он находился от выхода, тем страшнее ему было.

Из-за этого ему всегда приходилось приходить на занятия за 20 минут до его начала, чтобы занять место рядом с выходом.

Но это еще не все. Так же страх Майкла усиливался в зависимости от этажа, чем выше он находился, тем было страшнее. Исходя из своих страхов он подобрал университет, ориентируясь на количество этажей в здании. Университет был трехэтажным. Те занятия, которые проходили на первом этаже он посещал, все остальные - нет.

Осознав, что его страхи руководят его жизнью и влияют на ключевые решения, которые он принимает, он решил исправить это и обратился за помощью к психотерапевту.

Использование техники сортировки карточек.

Источник : Яндекс -картинки
Источник : Яндекс -картинки
Данная техника полезна для организации процесса экспозиции, в ситуации, которой есть несколько переменных.

Переменные в истории Майкла

  • параметры местоположения

1) Первый этаж

2) Второй этаж

3) Третий этаж

  • Параметры близости

1) Наименее пугающая близость - первый этаж и два места рядом с дверью

2) Наиболее пугающая близость - самый крайний ряд от двери на третьем этаже

План постепенной экспозиции Майкла
План постепенной экспозиции Майкла

Майкл приступил к выполнению плана постепенной экспозиции. На каждом этапе плана Майкл испытывал терпимый дискомфорт, к которому он со временем привыкал. После этого он переходил к следующему этапу плана и постепенно адаптировался и привыкал к стрессу, пока не переставал испытывать его.

Сложнее всего Майклу было в конечной точке данного плана - третьем этаже, в самом крайнем ряду от двери. На него давила мысль о том, что он находится аж на третьем этаже, в самой глубине аудитории, и если вдруг начнется приступ паники - из этой точки сложнее всего будет выбраться.

Так же на него давила мысль о том что могут подумать о нем сокурсники, если вдруг он запаникует. Майкл разобрал данное опасение с психотерапевтом и пришел к выводу, что скорее всего даже если он и запаникует - большинство сокурсников даже не увидят этого. А если кто-то и обратит на это внимание, то в этом нет ничего страшного и постыдного.

Благодаря постепенным шагам, на каждом из этапов плана, Майкл получал альтернативный, практически подтвержденный,положительный опыт, который закреплялся в его сознании и искоренял страх. Достигнув конечной точки плана Майкл окончательно избавился от данной фобии.

Если данная информация оказалась для Вас полезной, подписывайтесь на канал и ставьте лайки!
Хорошего дня и крепкого здоровья!

Читайте первую часть статьи здесь

Читайте третью часть статьи здесь

#психология #психотерапия #когнитивно-поведенческаятерапия #фобии