О знаменитом древнем торговом пути мы знаем из древнерусского источника «Повести временных лет» (начало XII в.) — источника очень уникального и в нашей истории незаменимого, но в тоже время не самого надёжного. Если верить летописцу, путь "из варяг в греки", коим пользовался и апостол Андрей Первозванный, соединял «море Варяжское» и Царьград и был водным. Но он, однако, являлся участком более масштабной системы коммуникаций европейского Севера и Юга: из Царьграда плавали на Запад, там корабли проходили Гибралтар, огибали западное побережье Европы и шли снова на север и в Балтийское море.
Маршрут пути «из варяг в греки…» (более 2,5 тыс. км) пролегал: «Варяжского моря» (Балтийское) и через Финский залив — «река Нева» — Ладожское озеро — Волхов — озеро Ильмень — Ловать — Днепр — Чёрное море — Царьград (Константинополь).
По этому пути, который полностью сложился в IX−X вв., ходить на варяжских кноррах и русских ладьях было очень не просто. Из-за множества порогов и участков, не соединённых водою, часть его приходилось преодолевать по суше — волоком. Путешественники меняли одни суда на другие, переоборудовали их и продолжали движение. От Балтийского моря до Константинополя добирались, вероятно, не менее чем за три месяца.
Технические проблемы пути и данные географии и климатологии заставили учёных в 20-м в. сомневаться, что водный путь «из варяг в греки», обрисованный в «Повести временных лет», вообще мог существовать. Тысячу лет назад из-за сухого климата Ловать и Волхов были значительно мельче, а ведь по ним и сегодня на ладье двигаться очень трудно — с 1986 г. несколько научных экспедиций пытались пройти путь «из варяг в греки» с использованием древних технологий, но терпели неудачу. Одни историки считают, что в действительности значительная часть торговых коммуникаций Севера и Юга пролегала по суше, другие — что часть рек преодолевалась зимой.
Так был все же этот торговый путь или не был?
Продолжение следует ........