Мы уже кратко писали об обратной связи в материале «Как мы учимся. Часть 2». Сегодня остановимся подробнее на том, как давать хорошую — то есть экологичную и качественную — обратную связь.
Принцип 1: я-сообщения. Учитель подчеркивает, что дает лишь взгляд со стороны на работу ученика и его мнение субъективно, а абсолютной истины не существует. Например, “мне кажется, нам нужно вернуться к началу упражнения” вместо “ты сделал это неправильно”.
Принцип 2: позитивный и развивающий характер. Даже если ребенок допустил ошибку, сначала стоит отметить то, что ему удалось сделать правильно, и только потом предложить вернуться к правилу и заново выполнить задание.
Принцип 3: фокус на действии, а не на личности ученика. Вместо “Ты такой невнимательный!” можно сказать: “Я вижу, что ты торопился, и, наверное, поэтому допустил ошибку.”
Принцип 4: учитель дает обратную связь на всех этапах урока. Помимо отдельных заданий, подразумевающих оценивание, учитель может ходить по классу во время занятия и давать ученикам обратную связь в реальном времени.
Принцип 5: учитель благодарит учеников за ответы и работу. Ниже мы собрали примеры фраз с благодарностью:
- Спасибо за ответ.
- Спасибо за полный ответ.
- Превосходно/восхитительно/прекрасно.
- Я благодарен/благодарна тебе за ответ.
- Это было трудно, но ты справился.
- Ты хорошо поработал.
- Спасибо, что был внимателен.
- Ты приложил много усилий.
- Я знаю, что ты стараешься, и я рад, что ты сделал работу.
А теперь антипримеры и хорошие примеры обратной связи, чтобы было понятнее!
Желаем вам быть понятыми в вашей обратной связи ученикам. Есть вопросы? Пишите в комментариях!