Найти тему
Bang Bang Education

Киноподборка: мокьюментари. Было или не было?

Киноподборка: мокьюментари. Было или не было?

Мокьюментари, или псевдодокументальный фильм, — жанр, располагающийся в нейтральных водах между игровым и документальным кино, но все же ближе к пер­вому. Термин «мокьюментари» был введен на родине жанра, в США. Mockumentary от to mock — «подделывать», «издеваться» + documentary — «документальный». Фильмы в этом жанре внешне соответствуют эстетике документального кино, но их предмет является вымышленным и специально «замаскирован» под действительность. Псевдодокументалистика часто предстает в виде исторических фильмов с хроникой, комментариями специалистов, обсуждающих прошедшие события, или в виде произведений в жанре cinéma vérité.

«Взлетная полоса», Крис Маркер

Черно-белый фантастический фотофильм показывает столицу Франции после термоядерного удара во время третьей мировой войны. Оставшиеся в живых парижане ютятся в подземных катакомбах, спасаясь от радиации. Они предпринимают попытки путешествий во времени в надежде найти в будущем потомков и заполучить от них еду, медикаменты и энергетические установки «во имя того, чтобы прошлое и будущее помогли настоящему».

Зачем смотреть: «Взлетная полоса» — один из самых больших экспериментов французской новой волны. Большое кино, снятое без использования кинокамеры. Большое кино продолжительностью всего 28 минут.

«Ночью шел дождь», Камран Ширдель

Однажды подросток из деревни Ламланг, что на севере Ирана, предотвратил катастрофу: он обнаружил, что железнодорожное полотно размыто дождем, вышел на пути и остановил пассажирский поезд. Спаслись двести человек. Точнее, не двести, а четыре, и не пассажирский, а грузовой, да и был ли дождь, был ли мальчик?

Зачем смотреть: Ширдель укладывает в сорок минут высказывание о главном парадоксе кино — оно очень похоже на правду, но это сходство нужно именно для того, чтобы замаскировать иллюзию.

«Зелиг», Вуди Аллен

Это фильм об Америке 1920-х годов, в котором рассказывается о человеке по имени Леонард Зелиг. Зелиг необычен тем, что буквально становится похожим на человека, с которым он общается в данную минуту. Перемены происходят во всем: в цвете кожи, национальности, профессии, манере поведения.

Зачем смотреть: Аллен помещает своего героя в реальную документальную хронику. В качестве экспертов задействованы Сьюзен Сонтаг, Сол Беллоу, Ирвинг Хоу. Появляются кадры старых кинохроник с известными персонажами 1920–1930-х годов. В фильме звучит аутентичная музыка 1920-х, а оператор фильма Гордон Уиллис использует старую кинокамеру, оптику, звуковое и осветительное оборудование.

«Первые на Луне», Алексей Федорченко

СССР, 1938 год. Советские ученые в обстановке исключительной секретности готовятся к запуску космического аппарата с человеком на борту для полета на Луну. Все это снимают спецслужбы скрытыми камерами. Производится отбор и тренировка будущих «космолетчиков». В конце 20 века группа журналистов пытается изучить историю тех событий, собирает некогда секретные киноматериалы, находит очевидцев или тех, кто их знал. Кое-что удается выяснить, но далеко не все.

Зачем смотреть: Федорченко создает свой миф с той же ответственностью, с той же железной дисциплиной, с какой создавались все большие мифы советских лет.

«Выход через сувенирную лавку», Бэнкси

История о том, как эксцентричный буржуа французского происхождения, превратившись в кинодокументалиста, пытается отыскать Бэнкси и подружиться с ним.

Зачем смотреть: загадочный и скандально известный британский андеграундный художник под псевдонимом Бэнкси снял кино про себя и других уличных художников. Картина получила номинацию на премию «Оскар» в категории «Лучший документальный полнометражный фильм», а также номинацию на Премию британского независимого кино, номинацию на премию BAFTA и премию «Независимый дух». Споры относительно того, является ли фильм документальным или псевдодокументальным, ведутся до сих пор.

Присоединяйтесь к каналу школы «BBE: кино», чтобы больше узнавать про фильмы разных времен и культур.

#киноподборка_bbe