В начале сентября в СМИ прошла информация о возможном повышении в Петербурге в 2023 году стоимости проезда в метро до 70 рублей и в наземном транспорте до 65.
Некоторые комментаторы и аналитики назвали это издевательством над горожанами. Особенно на фоне «транспортной» реформы, ликвидировавшей коммерческие автобусы и лишившей людей законного конституционного права расплачиваться на значительной части маршрутов наличными.
Петербург, почему-то, находится в «передовиках» по части повышения платы за проезд в городском транспорте и по темпам повышения платы, и в абсолютном значении. В Петербурге в 2022 году плата за проезд в метро составила 65 рублей, в Москве – 61 рубль, в Екатеринбурге – 33 рубля. При этом, в Москве и Екатеринбурге по отношению к прошлому году повышение составило 1 рубль, а в Петербурге сразу 5. И в следующем году планируют снова повысить размер оплаты проезда на 5 рублей.
При этом, когда читаешь информацию о тарифах, видишь длинный перечень всяких более дешевых возможностей оплаты проезда по картам. Впрочем, эти виды тарифов тоже дорожают. Налицо стремление вообще лишить людей возможности расплачиваться наличными, как запретительными мерами и созданием неудобств, так и «конфеткой» при оплате по безналу.
Также вызывает много вопросов отмена «коммерческого транспорта». А оставшийся городской транспорт, простите, какой? А вот такой. В результате реформы 167 маршрутов досталось ООО «ВЕСТ-СЕРВИС», 112 – АО «Третий парк», 46 – ООО «ДОМТРАНСАВТО». АО и ООО это некоммерческие организации? Бескорыстные и социально ориентированные? У государственного ГУП «Пассажиравтотранс» осталось 110 маршрутов. 110 против 325 у АО и ООО. Причем, плата за проезд на всех маршрутах одинаковая, как на тех, где уставной целью перевозчиков является получение прибыли, так и у ГУП.
Издание «КП-Петербург», сославшись на «источник в Смольном» сообщило, что комитетом по транспорту сейчас только начат сбор информацию о финансовых потребностях перевозчиков, в том числе о росте себестоимости перевозки пассажиров. После сбора данных комитетом по тарифам будет установлен окончательный размер оплаты проезда.
Далее сообщалось, что комитет по тарифам ожидает информацию от перевозчиков до 15.10.2022. После чего будет проводиться экономическая экспертиза обоснованности повышения тарифов.
Всем примерно понятно, что «экономически обосновать» можно любое повышение. По сути, это задача красиво оформить запланированное повышение до заданной величины.
В текущей ситуации возникают такие системные вопросы.
Первый. А должен ли городской транспорт вообще приносить прибыль перевозчикам. Разве социальная функция перевозки пассажиров не является его главной целью? Не должен ли он стать полностью государственным и просто окупать себя, без всякой прибыли?
Второй вопрос, сейчас, возможно, более важный. В условиях политической, если уже не военно-политической, конфронтации с Западом, любые повышения тарифов для населения должны быть запрещены. В сегодняшней ситуации какие-либо протесты населения и рост недовольства властями для государства совершенно неприемлемы и должны купироваться. Повышение тарифов в столь сложной для всех ситуации провоцирует протесты и недовольство. То есть, по сути, является провокацией. Есть периоды истории, когда стремление к получению прибыли глубоко аморально. Бывает, когда нужно работать «в ноль» и даже в убыток. Хотя бы из чувства самосохранения.