23 подписчика

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь в ограничивающей силе оценок: «плохое/хорошее».

Все «плохое», как и все «хорошее» - субъективная оценка интерпретации, которую мы придумали сами.

Я не про интуитивные предпочтения и антипатии, а про то, как часто наша негативная оценка способна закрыть от нас возможности для роста.

Мы отвергаем что-то, называя это «плохим», только потому что у нас с этим связан какой-то негативный опыт.

Недавно ходила с детьми в музей, где бонусом они участвовали мастерклассе по изготовлению украшения. Там были простые материалы - поделочный камень и проволока, которую нужно было продеть через отверстия в камне и завернуть с помощью специальных пассатиж в аккуратную загогулину. Но времени на это дали слишком мало, и 9-10 летние дети, никогда не сталкивавшиеся с подобным искусством, не смогли быстро сделать «как надо». Поэтому музейная «тётенька» заботливо помогала всем закрутить проволоку, чтобы всем поскорее освободить помещение, так как за нашей группой уже следовала другая.

Старшая дочь разнервничалась - она не хотела принимать помощь работницы, а у самой ровно и аккуратно не получалось. Сломала несколько проволок в процессе. В итоге выкинула проволоку, оставила себе только камень. Сказала, что проволока плохая и без нее гораздо лучше.

Ее мозг так оправдал неудачу. 

Ей было сложно принять поражение (хотя она одна из немногих честно пыталась сделать красоту самостоятельно) и она предпочла оценить проволоку как «плохую». 

Я обратила на это ее внимание и уверена, что в будущем у нее все получится. Она - суперский ребенок.

Этот случай лишний раз напомнил мне о том, как мы часто отбрасываем что-то, просто потому что не получилось легко и этим себя ограничиваем.

Но мы можем натренировать себя смотреть на вещи иначе. Думать иначе.

Не «плохая проволока, поэтому не получилось», а «пока не получилось, надо пытаться еще».

В этом заключается установка на рост.

Ведь важна не сама по себе финальная «штучка», а важен опыт, который мы получили в процессе ее изготовления. 

Накапливая только результаты мы превращаемся в «плюшкиных» и сидим на месте, не в силах поднять свою ношу. Лучше двигаться и развивать навыки, главный из которых - видеть в неудаче возможности для роста. 

в этом есть свобода и легкость.

Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь в ограничивающей силе оценок: «плохое/хорошее».  Все «плохое», как и все «хорошее» - субъективная оценка интерпретации, которую мы придумали сами.