Найти в Дзене

Сорок две песни, иллюстрированные Михаилом Шемякиным. Часть восьмая. «Охота на волков».

«Во всем мне хочется дойти до самой сути...» Б. Пастернак. Все наши публикации о Высоцком, в том числе и настоящая, подтверждают ошибочность утверждения В. Максимова [Владимир Емельянович Максимов (настоящее имя Лев Алексеевич Самсонов; 1930-1995) — русский писатель, политический эмигрант, основатель и главный редактор парижского журнала «Континент»]: «... Высоцкий не поэт, а социальное явление...». Сорок две иллюстрации к произведениям Высоцкого - это единый цикл, начатый Шемякиным в середине 1980-х годов (тогда были сделаны первые восемь рисунков) и завершенный в 2011 году. Число сорок два выбрано не случайно - ровно столько лет прожил Высоцкий. Мы считаем, что иллюстрации гениального Шемякина и его видение песен своего гениального друга очень интересны. Давайте посмотрим на иллюстрации Шемякина, прочитаем его комментарии к ним и еще раз послушаем песни Высоцкого. Охота на волков. Песня, потрясающих глубиной текста и силой исполнения, посвященных неудержимому стремлению свободолюбиво
Оглавление

«Во всем мне хочется дойти до самой сути...»

Б. Пастернак.

Все наши публикации о Высоцком, в том числе и настоящая, подтверждают ошибочность утверждения В. Максимова [Владимир Емельянович Максимов (настоящее имя Лев Алексеевич Самсонов; 1930-1995) — русский писатель, политический эмигрант, основатель и главный редактор парижского журнала «Континент»]:

«... Высоцкий не поэт, а социальное явление...».

Сорок две иллюстрации к произведениям Высоцкого - это единый цикл, начатый Шемякиным в середине 1980-х годов (тогда были сделаны первые восемь рисунков) и завершенный в 2011 году. Число сорок два выбрано не случайно - ровно столько лет прожил Высоцкий. Мы считаем, что иллюстрации гениального Шемякина и его видение песен своего гениального друга очень интересны. Давайте посмотрим на иллюстрации Шемякина, прочитаем его комментарии к ним и еще раз послушаем песни Высоцкого.

Охота на волков.

Охота на волков. Цветная литография. Из собрания «Библиотеки для чтения».
Охота на волков. Цветная литография. Из собрания «Библиотеки для чтения».

Песня, потрясающих глубиной текста и силой исполнения, посвященных неудержимому стремлению свободолюбивого человека вырваться на волю из «коммунистического рая». Из страны, превращенной Отцом народов и его подручными в невиданную по своим размахам лагерную зону. Бежали из этого лагеря многие: художники Соханевич и Гаврилов, бросившиеся в море с советского судна и доплывшие до берегов Турции; балетные танцоры Нуреев, Макарова, Барышников, Годунов; и сколько их, менее известных, добравшихся до свободного мира или убитых при попытке перехода через границу СССР!

Но были и те, которые пытались бежать из «внутренних» лагерей и тюрем. Были знаменитые лагерные восстания заключенных, описанные в солженицынском «ГУЛАГе». Эти книги были первыми, которые прочел Высоцкий во Франции. Под впечатлением описанного накал в песнях и стихах, посвященных тем, кому товарищ — «серый волк тамбовский», многократно усиливается, трагизм возрастает.

Рисунок Шемякина к этой песне посвящен зэкам, погибшим во время подавления лагерных восстаний.

Конец «Охоты на волков».

Конец «Охоты на волков». Цветная литография. Из собрания «Библиотеки для чтения».
Конец «Охоты на волков». Цветная литография. Из собрания «Библиотеки для чтения».
Но — на татуированном кровью снегу
Наша роспись: мы больше не волки!

На этом рисунке нет красного от крови снега. Покрытый пятнами снег и трупы расстрелянных и раздавленных танками зэков остались на другом рисунке. Песня эта посвящена Шемякину, но само название говорит о том, что речь идет не только об одном представителе бунтарского волчьего племени. Она посвящена всем тем, кто сумел в реальной жизни или в своем сознании вырваться «за флажки», совершив перевоплощение из загнанного зверя в свободное существо – в человека.

Шемякин рисует на тему волчьего бытия следующую картину. На заброшенном чердаке дома поселился поэт ли, писатель ли (разумеется, нигде не печатаемый) — инакомыслящий волк.

Чтобы жизнь улыбалась волкам — не слыхал...

Обстановка — «за гранью нищеты», но зато всю стену чердачного закутка покрывает роспись, которую сделал знакомый художник-нонконформист — быть может, Оскар Рабин, быть может, бывший лагерник — Борис Свешников. На росписи изображена знакомая по рисунку к «Охоте на волков» лагерная зона с виднеющимися меж сугробов фигурами вертухаев. Слева засохшее дерев: с сидящим на его ветке вороном который ждет, когда охранники исчезнут за горизонтом, чтобы пощипать валяющийся на снегу труп не то волка, не то лагерной овчарки. Затравленный и обессиленный волк распростерся на дощатом полу, печатая одним пальцем (когтем) на стареньком ундервуде обрывочный диссидентский бред, в угаре которого возникает фраза: «больше не волки!» — или фраза из букваря сороковых годов: «Мы не рабы — рабы не мы». Повсюду валяются самиздатские странички с именами Альбера Камю, Высоцкого, Уфлянда, Юппа, Кривулина и прошедшего лагеря и Владимирку Владимира Буковского.

В правом углу чердачного отсека маячит фигура Брежнева в «зимнем прикиде». Генсек держит в руках духовое ружье и видимо, хочет пострелять по мишени, нарисованной в левом верхнем углу фрески.

Обернувшись, усталый вольнодумец скалит желтые клыки на улыбающегося Леонида Ильича...

Улыбаясь я в волчьей ухмылкой врагу,
Обнажая гнилые осколки...

Уважаемые читатели! «Библиотека для чтения» предлагает Вашему вниманию проекты:

  • «Перфоманс. Библиофильский детектив» в LXXXIV главах, 50 частях. Закончен.
  • «История СССР в 456 газетах». Будет закончен в 2022 году к 100-летию образования СССР.
  • Книги (Нобелевские лауреаты. Книги авторов по заказу читателей. Превью букинистических аукционов. Редкие и уникальные издания). Будет всегда.
  • Высоцкий (Прижизненные публикации. Интересные издания). Будет всегда.

Подписывайтесь, читайте, хвалите, ругайте.