Найти в Дзене
Anna Pazii

33. Суггезия. Приемы драматургии

Каталог канала /Каталог курса В прошлой статье мы рассматривали понятие Саспенс - тревожное ожидание, которое можно создать, в том числе, за счет тайны и интриги. Сегодня мы разберем некоторые инструменты воздействия на аудиторию *** Специфика кинематографа, заключается в широком спектре инструментов воздействия на зрительскую аудиторию. Наряду с аудиовизуальными приёмами, одними из наиболее важных элементов фильма, оказывающих влияние на зрителя, являются драматургические суггестивные механизмы, которые содержатся на различных уровнях восприятия(источник). Когда один человек воздействует на сознание другого, происходит так называемая суггестия. В психологии она определяется как внушение неких убеждений и установок, которое незаметно для внушаемого. (источник) Киноповествование зачастую обращается к теме социального Табу, визуализируя на экране запретное в рамках общепринятой нормы. Таким образом, открытая демонстрация табуированные тем, таких как насилие, адюльтер, убийс
Оглавление

Каталог канала /Каталог курса

В прошлой статье мы рассматривали понятие Саспенс - тревожное ожидание, которое можно создать, в том числе, за счет тайны и интриги. Сегодня мы разберем некоторые инструменты воздействия на аудиторию

***

Специфика кинематографа, заключается в широком спектре инструментов воздействия на зрительскую аудиторию. Наряду с аудиовизуальными приёмами, одними из наиболее важных элементов фильма, оказывающих влияние на зрителя, являются драматургические суггестивные механизмы, которые содержатся на различных уровнях восприятия(источник).

Когда один человек воздействует на сознание другого, происходит так называемая суггестия. В психологии она определяется как внушение неких убеждений и установок, которое незаметно для внушаемого. (источник)

Киноповествование зачастую обращается к теме социального Табу, визуализируя на экране запретное в рамках общепринятой нормы. Таким образом, открытая демонстрация табуированные тем, таких как насилие, адюльтер, убийство, месть привлекает внимание зрителя, создавая для него возможность симулятивного нарушения социальной нормы. Вторым наиболее распространённым суггестивным драматургическим приёмом является использования тайны в сюжете фильма. Тайна может быть использована в качества фабульной недосказанности или же создавать интригу, будучи элементом отложенного события в структуре сценария. Суггестивное воздействие этого явления также реализуется в качестве такого драматургического приёма как тайна героя, что создаёт дополнительный крючок в процессе просмотра между фильмом и зрительской аудиторией. (источник)

Элемент соблазна в качестве провокации желания и его одновременной недоступности, так как видимое остаётся иллюзорным, а потаённое желание запретного находит лишь косвенное удовлетворение в сознании зрителя. Большинство фильмов воспроизводят тему социальной табуированности, играя тем самым на запретных желаниях зрителя и провоцируя интерес аудитории.

В своей книге "Кинематограф и теория восприятия" Ю. Н. Арабов приравнивает суггестивные свойства кинематографа к психологическому воздействию гипноза на сознание зрителя. "Гипнотизер приказывает больному сосредоточиться на сильном источнике света или на скальпеле в своих руках, [...], то есть на визуальном объекте. И только потом следует некий звуковой сигнал – счет или просьба гипнотизера расслабиться. В кино это значит, что словесному должно предшествовать визуальное, какой-то сильный аттракцион, после которого любое слово воспринимается органичнее и глубже"
Кроме того используют такой прием как тайна : Т
айна, неполнота информации, недоступность в постижении полноты смысла, зачастую в большей степени подчиняет зрительское внимание, нежели элементы визуального воздействия. Подобная таинственность, заложенная на уровне сценария, подразумевает некий драматургический саспенс, который порождает ощущение неполноты информации и непредсказуемости. В свою очередь, понятие непредсказуемости в контексте нарратологии применяется к характеризации фабульного события, которое носит характер значимости для раскрытия художественного потенциала текста.

Напомним : Вариант 1 : ситуация, в которой зритель, в отличие от героя, осведомлён относительно самой интриги в произведении, что усиливает его эмоциональную вовлечённость и позволяет в большей степени сочувствовать герою. Второй : описывает обратную ситуацию, когда зритель находится в неведении и следит за развитием событий на экране, в то время как герой обладает сокрытой информацией, которая раскрывается в финальной части картины. Третий вариант использования тайны исключает любое знание о тайне как у зрителя, так и у героя, что позволяет им одновременно двигаться по направлению к её раскрытию.

***

Итак, кинематограф и драматургия отчасти манипулятивное воздействие на сознание и подсознание зрителя/читателя или "суггестивная машина" , как назвала ее автор статьи. Но разберем немного, что же такое это суггестия :

Если рациональное воздействие - это обращение к логике, разуму и фактам, то суггестивное воздействие - это внушающее воздействие, обходящее сознательный контроль, идущее в обход разума через прямые либо косвенные внушения. Обычно это обращение к эмоциям, бессознательному, живым впечатлениям. Суггестивное воздействие осуществляется или через прямые внушения, или через ритуалы (источник)

Когда один человек воздействует на сознание другого, происходит так называемая суггестия. В психологии она определяется как внушение неких убеждений и установок, которое незаметно для внушаемого. (источник)
Суггестия - это (лат. suggestio - внушение, совет) – особого рода вербальное и невербальное воздействие на психику человека, для внедрения в подсознание установок, программ с манипулятивной или лечебной целью. (
источник) В результате внушения происходят:

  • изменение состояния;
  • побуждение к действию.

Суггестия задействована во многих сферах социума: медицина; психология, психиатрия; шоу-бизнес; произведения искусства, художественная литература, музыка; реклама; СМИ; юриспруденция; военные структуры; религия; политика; спорт.

Суггестия подразделяется:

  1. Аутосуггестиясамовнушение. Проговаривание установок, аффирмаций, текстов человеком самому себе. Аутогенная тренировка.
  2. Гетеросуггестия – воздействие суггестора (тот, кто внушает) на суггеренда (тот, на кого воздействуют).
    Суггестивные способности

Суггестивный гипноз - это воздействие, направленное на человека с целью погружения его в особое состояние сознания, при котором снижается критичность к происходящему, убираются барьеры и информация проникает прямо в подсознание. Суггестивные способности могут передаваться генетически (цыганский гипноз), но как и любые таланты суггестивные способности необходимо развивать.

Суггестивные методы воздействия снижают критичность человека и рождают состояние доверия, особенно в толпе. Человек заражается чужими идеями, установками. В ходе истории, у людей формируется протестное чувство в ответ на манипуляции, начинает возрастать «обособленность» и недоверие, так проявляется контрсуггестия – все, что внушается на уровне государства, религии, СМИ подвергается внутренней критике. Контрсуггестия перерастает из недоверия в неповиновение. Положительные аспекты контрсуггестии:

  • выход конкретного человека за пределы «мы» из группы;
  • выработка новых традиций и норм в обществе, выход из «застоя».

В психологии большинство специальных учебных пособий трактует суггестию как терапевтическое воздействие на психику затрагивающее эмоции, восприятие. Активно суггестию используют такие направления психологии: психосоматика; психоанализ; НЛП.

Суггестивные установки, внушаемые психотерапевтом, глубоко проникают в подсознание пациента и достигаются положительные эффекты:

  • эффективное лечении фобий, неврозов, депрессий;
  • избавление от деструктивных привычек (курение, алкоголизм)
  • формирование новых паттернов.

Для того, чтобы суггестивный метод, выбранный специально для определенного клиента или группы людей максимально сработал, необходим ряд условий:

  1. Психотерапевт, вызывающий доверие и обладающий авторитетностью.
  2. Внушаемая формула должна быть краткой, адресной, императивной.
  3. Учитываются: психологическое состояние, индивидуальные возрастные и характерологические параметры клиента.
  4. Соответствие формулы внушения целям терапии.

Суггестивные техники и методы подразделяются на:

  • вербальные;
  • невербальные.

К вербальным техникам в психотерапии относятся:

  1. Суггестия в бодрствующем состоянии. «Отцовский» метод предполагает императивность. Директивный, требовательный и авторитарный стиль внушения команд: «иди!», «действуй!», «ты это сделаешь!». «Материнский метод» - мягкий, обволакивающий пациента спокойствием: «расслабься!», «успокойся!».
  2. Суггестия во время сна. Терапевт производит подстройку под спящего: кладет руку на лоб и говорит фразы то в медленном, то в быстром темпе, при этом следит за дыханием пациента: если оно меняется, то человек готов к внушению.
  3. Гипносуггестивные техники. Терапевт вызывает у клиента особое сноподобное состояние, называемое гипнозом. Во время такого состояния снимается контроль, снижено внимание и становится возможным программировать лечебные программы в подсознание пациента.
  4. Аутосуггестия. Гипноаутогенная тренировка. Сознание человека направляется от внешних к внутренним процессам при помощи проговаривания формул.

Невербальные «бессловесные» техники суггестии:

  1. Маркирование. Выделение опорной фразы с добавлением жестов и манипуляций с предметами.
  2. Телепатия. Мысленная передача внушения. Техника основывается на сонастройке биоритмов суггестора и суггеренда, требует устойчивой концентрации и внимании на объекте, для этого важно вживание в образ.

В рекламе :

Любая реклама - это манипуляция сознанием через воздействия на чувства и эмоции людей. Специалисты по продвижению тех или иных товаров, стараются преподнести товар так, чтобы задействовать все основные сенсорные системы человека: зрение, слух, вкус, тактильные ощущения. Суггестивный рекламный текст использует ключевые слова для воздействия и подкрепляется яркой картиной. Основные виды воздействия:

  1. Влияние на эмоционально-образное мышление. Достоинства товара преподносятся в яркой эмоциональной «обертке», что снижает критичность. Приобретая квартиру в ипотеку, машину в кредит: «Вы когда-нибудь, плакали от счастья?».
  2. Текст. Информирование населения: «Вы хотите стать здоровым/стройным/сильным?». Происходит побуждение человека взять товар конкретной фирмы.
  3. Символы. В рекламе это товарный знак – логотип. Образ, запечатленный в символе, позволяет воздействовать на эмоции человека и делать бренд узнаваемым.
  4. Слоган. Краткий девиз компании, нацеленный на внедрение в подсознание через ценности клиента: «Мы заботимся о каждом из вас!»
  5. Использование определенной цветовой палитры. Цвета поглощаются нервной системой человека на 80 %, и всего 20% приходится на зрение – это объясняется тем, что каждый цвет имеет стереотипное значение: желтый – солнечный, теплый, активный; красный – энергия, драйв, возбуждение; синий - доверие, спокойствие, расслабление; зеленый - здоровье, (используется в рекламе лекарств); черный - классика, авторитетность.

Суггестивные техники активно используются телевидением, радиовещанием и в периодике. Преследуются цели закрепить эмоциональные реакции, определенное социально-психологическое поведение в обществе. Суггестивный эффект достигается воздействием на мотивационную сферу. Часто используются негативные новости и события, вызывающие страх и неопределенность у людей, играя на чувствах – легче контролировать общество.

Суггестивные приемы взяты на вооружение политиками. Современный политический дискурс (речь) использует такой суггестивный прием, как хеджирование – речевое завуалированное воздействие на массовое сознание. Основные элементы хеджирования:

  • апеллирование к принятым в обществе традициям и ценностям;
  • абстрактная речь (минимум конкретики, размытость суждений);
  • нетипичные грамматические конструкции;
  • отстраненность от речи, повышенная объективность в высказываниях (источник) .

***

Несмотря на то, что это понятие означает неосознанное внушение, не существует 100% насильственных или навязанных суггестий. Даже в том случае, если человеку внедряют в сознание что-то под гипнозом, значит, он эмоционально открыт к данному виду внушению. При этом внушить человеку можно только то, что он уже принял на бессознательном уровне. Как пример: если личные убеждения противоречат кражам и убийствам, то невозможно заставить делать это под воздействием. Даже если человек совершит навязанное и противоречащее его внутренним устоям под сильным гипнозом, то выйдя из транса, он вернется к своим установкам.
В 1866 году А. А. Льебо впервые применил данный термин. Именно Льебо ввел внушение в ряд психотерапевтических методов. На то время внушение использовалось в паре с гипнозом.
На сегодняшний день теория суггестии развилась настолько, что может использоваться и без гипноза.

В терапии внушение используется при необходимости воздействия на психосоматическое и психоэмоциональное состояние, корректировки поведения человека и его реакции, получения эффекта плацебо. Действие последнего заключается в том, что пациент выздоравливает не от правильного лечения, а благодаря вере в силу принятых мер и средств. К примеру, верующему человеку удастся излечиться от любых болезней, если он будет выпивать по утрам стакан святой воды. А вот неверующий человек вряд ли увидит какой-либо эффект от такого лечения.

Суть суггестии заключается в воздействии на бессознательную часть разума человека в обход интеллектуальному осмыслению. Если логическое влияние на человека требует объяснения идей, фактов и аргументов, то в случае с суггестией такого обоснования не требуется. Прямое воздействие на бессознательное пространство разума человека оказывают при помощи мимики, эмоций и жестов, которые в свою очередь формируют восприятие внушаемых посылов, как собственных. Но здесь следует обратить внимание на то, что бывают ситуации, когда человек, который был подвергнут суггестии, понимает, что какие-то его действия и мысли являются чужими или навязанными.

Техники суггестии

Существует четыре фактора, от которых зависит успех при применении суггестии:

  • личность человека, который воздействует на другого;
  • склонность к внушению человека, на которого оказывается воздействие;
  • взаимоотношения двух людей;
  • способ коммуникации.

Таким образом, важно, чтобы человек, подвергающийся воздействию, был готов к нему, доверял тому, кто внушает. И немаловажно, чтобы техника была подобрана правильно.

На сегодняшний день существует несколько широко используемых техник суггестии: гипнотическое влияние; психоактивные тесты; цветовой метод; метод «25» кадра. (источник)

***

В психологии :

Если консультация происходит в форме суггестивная психотерапия, она имеет как правило следующий вид:

  • Контакт
  • Выслушивание жалобы и выстраивание гипотез
  • Проверка гипотезы и получение ярко выраженной эмоциональной отрицательной реакции на нее (поспешность, уверенность отрицания). Это показывает нам, что на сознательном уровне клиент не воспримет необходимость совершения определенных действий для решения его проблемы.
  • Проведение внушения
  • Итоги не подводятся, поскольку это было бы выходом на сознательный план, либо подводятся ложные итоги. То, что было сделано на самом деле, остается только в голове консультанта.

Внушение представляет из себя побуждение к действию. Это глагол в повелительном наклонении (сделай, займись, иди, изменись), по крайней мере, именно в таком виде оно должно существовать в голове консультанта. Консультант должен очень четко понимать, что именно должен совершить клиент. Если в голове нет этого действия, то внушение не состоится. До клиента же оно может доводиться опосредованно, не прямым текстом.

Подобная суггестивная психотерапия нередко маскируется под рациональную: «Я даже не стану вас грузить всякими рекомендациями.... и т д .

Таким образом, во внушении есть два важных пункта:

  • Понять, к какому действию мы подталкиваем клиента (Например, «подняться!»)
  • Запрятать это действие в контекст, в котором оно будет естественным. (не просто «поднимись», а «сходи посмотри, закрыта ли форточка», здесь подняться будет естественным, хотя мы и не говорили этого прямо). Это может быть также рассказанная история, в которой нужное действие «зашито» в контекст. Причем запрятывать действие нужно таким образом, чтобы человеку было непонятно, что именно на нем вы делаете упор. (Если нужно, условно говоря, чтобы человек передвинул кровать, то перечисляем несколько действий, включая передвижение кровати, и говорим «а над кроватью обязательно нужно повесить красный хвостик Иа»).

При результативном внушении человек либо а) не понял, что ему внушалось, либо б) забыл, что ему внушалось

Очень важно не делать внушение тогда, когда клиент его ожидает. В этом случае ограничиваемся общими словами. Рациональное ожидание сводит на нет эффективность воздействия. Смысл суггестивного воздействия — обойти сознательный план. Нужно подождать, когда клиент отвлечется. Либо отвлекаем его сами, а в это время проводим внушение.

Внушение может быть сделано с помощью:

  • директивного гипноза
  • недирективного гипноза
  • ритуальных действий
  • эмоционального влияния окружающих (группы)
  • сказок, метафор (источник)
    ________________________________________________________________________________

Следующее задание // к статьям : 1-3 // Каталог курса // Телеграмм канал /Каталог канала(рубрикатор) ________________________________________________________________________________

#хочуписать #хочу писать #пишем книгу #для начинающего писателя #как писать #бесплатно #хорошо #книги #диалоги #какписатьдиалог #конфликт #блоггер #блог #писатель #писательство #диалог #эмоции #сюжет #упражнения #задания #саспенс #хичкок #suspense