Факультатив "Научная картина реальности"
Мы говорим о природе как о реальности. Природа – единая реальность, которая рассматривается как бы с трёх сторон. Названные стороны у нас несут смысловую нагрузку в виде трёх аспектов, и они пока представляются как законы природы, материальный мир и природа смыслов. Сиё представление требует определённой расшифровки. Вместе с тем, возникает другой вопрос. Что такое реальность? Ситуация осложняется тем, когда мы задумываемся и спрашиваем ещё себя: «Насколько реальна окружающая нас реальность?».
Реальность, в первую очередь, объективна. А то, что мы видим – субъективно. Поэтому сразу отмечаем, что воспринимать реальность мы можем с некоторыми искажениями. Отсюда, правильное восприятие реальности – это, реально, проблема. Однако отвергать реальность, отождествлять её как с некой иллюзией, крайне не продуктивно. Это просто вводить себя в заблуждения. Реальность реальна, как никогда. Вселенная существует! Другой вопрос, что наряду с конкретной реальностью, в качестве одной из сторон единой реальности, иногда захватывает наши умы субъективная реальность или, так сказать, абстрактная реальность, зависящая от функции восприятия.
Науке даны инструменты изучения физической реальности, и она пользуется ими, доказывая, что реальность есть вне нас, кроме того, реальность допустимо изучать. Ещё одно, для нас реальность – это жизненная реальность. Пусть объясняют сподвижники соответствующих теорий, что жизнь якобы штука нереальная, и нам только кажется, что мы живём на белом свете. А жизнь как раз и создаёт реальность, между прочим. Реальность объективно общая для всех, наша жизнь наполнена встречами, улыбками, взаимодействиями с реальностью, значит, мы реальны, и неважно кто кого ущипнёт. В общем, физическую реальность люди неплохо видят объективно, а то что, они видят, есть реальный физический мир. Однако трудные моменты, типа того, что материальная реальность может быть не только физической, ждут ещё нас впереди.
Следует сказать, несмотря на все научные достижения, проблема реальности в философии остаётся проблемой. Хотя сама проблема реальности в научном дискурсе давно присутствует, и совсем не решена. Без подтверждающей цитаты не обойдёмся. «Вопрос о том, что такое реальность, всегда остаётся открытым. За две с половиной тысячи лет западного философствования (и, может быть, более длительного – восточного) ответ на него не был найден (по крайней мере, как общезначимый)».[1] Почему довольно большой временной срок, отведённый на решение проблемы, ничего не дал? Так всё серьёзно?
Хорошо, что такое реальность в философии? Если отнестись к вопросу в широком смысле, то реальность в философии есть существование или же бытие. И очень часто категория бытия философами противопоставляется категории небытия. У нас задумана целая концепция на тему небытия, но пока рано об этом говорить, хотя работа уже начата нашей заметкой: «начало там, где нет ничего». Именно, начало реальности там. Сам по себе концепт небытия интересует философию с завидной регулярностью. На данную тему мы встречали достаточное количество научной информации. Безусловно – небытие – грандиозная абстракция и большая гипотеза. Тем не менее, как раз вечное небытие может оказаться источником реальности, в которой мы живём. Реальность появляется и куда-то исчезает. «Все конкретные предметы, окружающие человека не вечны, они возникают и исчезают, уходя тем самым в «небытие».[2] Таким образом, бытие есть реальность, существование, действительность.
Бытие – реальность. Но почему-то философы делят эту реальность на два мира. Два аспекта? «По способу существования бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состояний или материальный природный мир, и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека».[1] Мы склоняемся считать, что здесь действительно подразумеваются два аспекта одной реальности. Понятно, это, прежде всего, материальный природный мир, но есть и мир сознания. Как раз мир сознания, как сторона реальности, сопоставим с природой смыслов. Реальность может быть, как объективной, так и субъективной. Ну, тут надо также кое-что процитировать в качестве, своего рода, подтверждения. «Физический, материальный, природный мир (как мир) существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов».[2]
Про законы природы, как один из аспектов реальности, пока развёрнуто не говорим. Но намёк, всё-таки, может быть дан. А то целостности нет. Законы познаются в движении. Все три аспекта реальности должны всегда рассматриваться во взаимосвязи, они дополняют друг друга, как три стороны одного, но не заменяют друг друга. Нельзя заменить, например, материю сознанием, и наоборот. И реальность – единство. Присмотримся внимательно, ничего не напоминает? Правильно, реальность – это система! Если познакомиться с теорией систем, то можно уяснить для себя, что различные объекты, взаимодействуя друг с другом, образуют единство. Реальность появляется тогда, когда объекты приводятся в движение и начинают взаимодействовать между собой. Сюда также «приплетаем» и бытие. «В фундаменте бытия находится взаимодействие: существует то, что взаимодействует. Быть – значит взаимодействовать с чем-либо».[3] Налицо системные признаки у реальности.
Итак, что такое реальность? Это – система! Давайте будем иметь данное положение в виду.
[1] Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 421
[2] Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 421
[3] Философия [Электронный ресурс]: учеб. для вузов/ под ред. А. А. Атанова, В. А. Туева, М. Л. Ткачёвой. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. С . 157
[1] Карицкий И.Н. Понятие субъекта и объекта в философии и психологии // Методология и история психологии. 2010. Том 5. Выпуск 1. С. 69-101.
[2] Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 420