Найти тему

Что такое реальность и насколько она реальна?

Факультатив "Научная картина реальности"

Мы говорим о природе как о реальности. Природа – единая реальность, которая рассматривается как бы с трёх сторон. Названные стороны у нас несут смысловую нагрузку в виде трёх аспектов, и они пока представляются как законы природы, материальный мир и природа смыслов. Сиё представление требует определённой расшифровки. Вместе с тем, возникает другой вопрос. Что такое реальность? Ситуация осложняется тем, когда мы задумываемся и спрашиваем ещё себя: «Насколько реальна окружающая нас реальность?».

Реальность, в первую очередь, объективна. А то, что мы видимсубъективно. Поэтому сразу отмечаем, что воспринимать реальность мы можем с некоторыми искажениями. Отсюда, правильное восприятие реальности – это, реально, проблема. Однако отвергать реальность, отождествлять её как с некой иллюзией, крайне не продуктивно. Это просто вводить себя в заблуждения. Реальность реальна, как никогда. Вселенная существует! Другой вопрос, что наряду с конкретной реальностью, в качестве одной из сторон единой реальности, иногда захватывает наши умы субъективная реальность или, так сказать, абстрактная реальность, зависящая от функции восприятия.

Науке даны инструменты изучения физической реальности, и она пользуется ими, доказывая, что реальность есть вне нас, кроме того, реальность допустимо изучать. Ещё одно, для нас реальность – это жизненная реальность. Пусть объясняют сподвижники соответствующих теорий, что жизнь якобы штука нереальная, и нам только кажется, что мы живём на белом свете. А жизнь как раз и создаёт реальность, между прочим. Реальность объективно общая для всех, наша жизнь наполнена встречами, улыбками, взаимодействиями с реальностью, значит, мы реальны, и неважно кто кого ущипнёт. В общем, физическую реальность люди неплохо видят объективно, а то что, они видят, есть реальный физический мир. Однако трудные моменты, типа того, что материальная реальность может быть не только физической, ждут ещё нас впереди.

-2

Следует сказать, несмотря на все научные достижения, проблема реальности в философии остаётся проблемой. Хотя сама проблема реальности в научном дискурсе давно присутствует, и совсем не решена. Без подтверждающей цитаты не обойдёмся. «Вопрос о том, что такое реальность, всегда остаётся открытым. За две с половиной тысячи лет западного философствования (и, может быть, более длительного – восточного) ответ на него не был найден (по крайней мере, как общезначимый)».[1] Почему довольно большой временной срок, отведённый на решение проблемы, ничего не дал? Так всё серьёзно?

Хорошо, что такое реальность в философии? Если отнестись к вопросу в широком смысле, то реальность в философии есть существование или же бытие. И очень часто категория бытия философами противопоставляется категории небытия. У нас задумана целая концепция на тему небытия, но пока рано об этом говорить, хотя работа уже начата нашей заметкой: «начало там, где нет ничего». Именно, начало реальности там. Сам по себе концепт небытия интересует философию с завидной регулярностью. На данную тему мы встречали достаточное количество научной информации. Безусловно – небытие – грандиозная абстракция и большая гипотеза. Тем не менее, как раз вечное небытие может оказаться источником реальности, в которой мы живём. Реальность появляется и куда-то исчезает. «Все конкретные предметы, окружающие человека не вечны, они возникают и исчезают, уходя тем самым в «небытие».[2] Таким образом, бытие есть реальность, существование, действительность.

-3

Бытие – реальность. Но почему-то философы делят эту реальность на два мира. Два аспекта? «По способу существования бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состояний или материальный природный мир, и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека».[1] Мы склоняемся считать, что здесь действительно подразумеваются два аспекта одной реальности. Понятно, это, прежде всего, материальный природный мир, но есть и мир сознания. Как раз мир сознания, как сторона реальности, сопоставим с природой смыслов. Реальность может быть, как объективной, так и субъективной. Ну, тут надо также кое-что процитировать в качестве, своего рода, подтверждения. «Физический, материальный, природный мир (как мир) существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов».[2]

Про законы природы, как один из аспектов реальности, пока развёрнуто не говорим. Но намёк, всё-таки, может быть дан. А то целостности нет. Законы познаются в движении. Все три аспекта реальности должны всегда рассматриваться во взаимосвязи, они дополняют друг друга, как три стороны одного, но не заменяют друг друга. Нельзя заменить, например, материю сознанием, и наоборот. И реальность – единство. Присмотримся внимательно, ничего не напоминает? Правильно, реальность – это система! Если познакомиться с теорией систем, то можно уяснить для себя, что различные объекты, взаимодействуя друг с другом, образуют единство. Реальность появляется тогда, когда объекты приводятся в движение и начинают взаимодействовать между собой. Сюда также «приплетаем» и бытие. «В фундаменте бытия находится взаимодействие: существует то, что взаимодействует. Быть – значит взаимодействовать с чем-либо».[3] Налицо системные признаки у реальности.

Итак, что такое реальность? Это – система! Давайте будем иметь данное положение в виду.

-4

[1] Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 421

[2] Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 421

[3] Философия [Электронный ресурс]: учеб. для вузов/ под ред. А. А. Атанова, В. А. Туева, М. Л. Ткачёвой. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. С . 157

[1] Карицкий И.Н. Понятие субъекта и объекта в философии и психологии // Методология и история психологии. 2010. Том 5. Выпуск 1. С. 69-101.

[2] Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 420