Найти в Дзене
Я буду честно

«Ты у меня одна», "Все будет хорошо". Фильмы периода пост-перестройки, за которые стыдно. Часть 1

Привет, друзья! В предыдущей статье речь была о примере картины из 90-х, за которую совершенно не стыдно, и тогда, и спустя годы. Сейчас же поговорим о противоположном случае. Когда адски стыдно. Вспоминая фильмы периода пост-перестройки (начало лихих 90-х), непременно глаз в этих фильмах цепляется за один момент – невероятную, ничем не мотивированную любовь к стране Америке. Да даже и не любовь, скорее, обожание и унизительное заискивание. Точно так же, как до этого истово ненавидели Америку все советские годы, так же страстно возлюбили в 90-х. За что? Не в силах понять. Хотя, конечно, это очевидно – обнищавшая страна, лишившаяся помимо благосостояния еще и морально-идеологических ориентиров, рванула на блестящие фантики, сервелат и сникерсы, как голодная моль на запах свежей шубы. Кто жил в девяностых – тот меня поймет. Вожделенный вкладыш от жвачки действовал на человека примерно так же, как дешевые бусы на дикаря из племени «мумбо-юмбо» и ситечко на Эллочку-людоедочку. Ну так

Привет, друзья!

В предыдущей статье речь была о примере картины из 90-х, за которую совершенно не стыдно, и тогда, и спустя годы. Сейчас же поговорим о противоположном случае. Когда адски стыдно.

Вспоминая фильмы периода пост-перестройки (начало лихих 90-х), непременно глаз в этих фильмах цепляется за один момент – невероятную, ничем не мотивированную любовь к стране Америке. Да даже и не любовь, скорее, обожание и унизительное заискивание.

Точно так же, как до этого истово ненавидели Америку все советские годы, так же страстно возлюбили в 90-х. За что? Не в силах понять. Хотя, конечно, это очевидно – обнищавшая страна, лишившаяся помимо благосостояния еще и морально-идеологических ориентиров, рванула на блестящие фантики, сервелат и сникерсы, как голодная моль на запах свежей шубы. Кто жил в девяностых – тот меня поймет. Вожделенный вкладыш от жвачки действовал на человека примерно так же, как дешевые бусы на дикаря из племени «мумбо-юмбо» и ситечко на Эллочку-людоедочку.

Ну так вот, о чем я? О бескрайней рабской любви к Америке, воспеваемой в первом постсоветском кинематографическом пространстве. И самое интересное, что то была не самоирония, а взаправду, всерьез. Не буду останавливаться на всяких там «Русских чудах», «Импотентах» и прочих низкосортных образчиках недокино , которых снималось в нищие 90-е на фоне всеобщего развала несказанно много. Лучше мы посмотрим, например, фильмы Дмитрия Астрахана.

-2

«Ты у меня одна» и «Все будет хорошо». Два фильма Астрахана, которые смотрели все, причем, пересматривали потом неоднократно.

Можно сказать, это, по сути, два гимна Америке из постсоветских 90-х, массово любимых зрителями. Сюжеты в этих картинах как-будто бы разные, но, по факту, на одну тему – как же хорошо жить в Америке и как бы поскорее туда уехать. Даже притом, что в итоге герои остаются на родине, не говорит об их патриотизме. Просто так сложилось.

Герои этих картин выглядят жалко в своем поклонении халяве, но этого убожества как-будто никто не замечает – ни прочие герои картин, ни зрители. Атмосфера, в которой протекают сюжеты, как бы подчеркнуто противоположна сытой Америке – существование персонажей в нищей обстановке с драными обоями. Герои смотрятся крайне некрасиво, словно вслед за материальным достатком они потеряли и совесть с честью и человеческим достоинством. Конечно, потеряли не полностью, иначе это были бы уже животные, но в мере, достаточной, чтобы зритель не испытывал к ним уважения и даже сочувствия.

-3

Кого можно назвать положительным персонажем? Никого. Есть только три категории: высокомерные богачи, уверенные, что купят за свои деньги всё и всех. И действительно покупающие. Обнищавшие и ждущие, когда их купят или хотя бы кинут подачку добрые дяди. Или те же обнищавшие, но подачек не ищущие, хотя при этом не умеющие быть не нищими и не жалкими.

«Ты у меня одна», фильм 1993 г. Песня, давшая название фильму, звучит в нем несколько раз. В начале, далее рефреном по всему сюжету и в финале, под оркестр маргиналов. Наверное, чтобы зритель помнил: изменяя жене на скрипучей тахте, главный герой все равно знает – жена у него одна-единственная. Да и фильм, в целом, про большую любовь. Жаль, что не к людям.

-4

Главные герои картины, Евгений и Наташа, когда-то женились по большой любви. А спустя годы их жизнь – это распад СССР, убогая хрущевка (сделать ремонт в которой, так же, как и починить тахту, видимо, великий труд и не царское дело) и дочь-старшеклассница. Женя наш днем инженер, а ночью грузчик. Две работы, крутится как может, что я к нему придираюсь? Наташа тоже молодец, тоже трудится – врачом-сексопатологом. Достаточно ли хороший она врач, я сужу по тому факту, что, живя в маленькой комнатке, где за шкафом спит взрослая дочь, Наташа с супругом смело практикует любовные игры и останавливает парочку не присутствие в этой же комнате дочки, а зазвонивший телефон.

Продолжение следует...