Найти тему

Переубедить эпилептоида, или Ошибки Чацкого. Часть 6

Кадры из спектакля "Горе от ума" (Малый театр СССР, 1977). Наталья Дмитриевна Горич - Лилия Юдина, полковник Скалозуб - Роман Филиппов, графиня внучка Хрюмина - Татьяна Рыжова
Кадры из спектакля "Горе от ума" (Малый театр СССР, 1977). Наталья Дмитриевна Горич - Лилия Юдина, полковник Скалозуб - Роман Филиппов, графиня внучка Хрюмина - Татьяна Рыжова

"Серьезно? Шанс этому дуболому Скалозубу - в поддержке реформ?"

Да. Ибо Скалозуб как раз не берет свои убеждения из головы, руководствуясь только собственной моралью, как Фамусов или Хлёстова - он во всем живет по армейскому уставу, даже в гражданских делах. Впрочем, о жизни гражданской я бы на месте Чацкого не стала говорить, ибо договорились бы снова до того, что в пьесе - над учеными должен для порядка стоять фельдфебель и командовать "ать-два". Но вот показать Скалозубу необходимость реформ армии - вполне реально.

Да, глазами Скалозуба русская армия сейчас, после Отечественной войны 1812 года с Наполеоном, выглядит победительницей. Так что кивать на Францию не выйдет, да и вообще победителей не судят. Но вот поговорить о прогрессивных реформах в армии у англичан или немцев - попробовать можно, а там перейти и на общий образ жизни в Англии и Германии. Конечно, Скалозуб может (и весьма вероятно) снова скатиться к "одной извилине" - но попытка не пытка. Только, повторюсь, делать это деликатно, не критикуя, а хваля армию. В духе - как сказали бы чиновники - не жалоб, а предложений стиля "сейчас хорошо, но как сделать прекрасно".

__________

Графиня внучка Хрюмина - воображала и сноб, это весь свет знает. Потому она и остается в девках, что ей вообще русские мужчины и российские нравы не нравятся, а иностранные женихи предпочитали женщин попроще и поскромнее. И тем не менее - для Хрюминой, как и для Скалозуба, убеждения базируются не на собственной морали, а на канонах зарубежного высшего света. Вот и беседу с ее сиятельством Чацкий мог бы построить не на том, что Россия слепо копирует Францию, поэтому французская модистка в невесты лучше, чем русская аристократка - а на том, как Россия могла бы приблизиться к столь милой сердцу графини Европе через реформы. Тоже осторожно, побольше "вы" и "для вас".

__________

И наконец, Наталья Дмитриевна Горич. Особа весьма властная, но важна глубинная причина, почему эпилептоидная дама не может состояться иначе, как только затравить покладистого мужа. Поскольку женщины не могут состояться в службе, она и самоутверждается в семье, не спеша, к слову, обзаводиться детьми (вдруг родится сын, который со временем перехватит командирскую пальму?). Чацкий мог бы заодно и Платону Михайловичу (мужу) как старому другу подсобить, увлекая Наталью Дмитриевну в разговоры о появившейся в Европе первой волне феминизма и рассуждая с ней, где она может состояться как руководитель, кроме супружеского союза. Опять же - деликатно и осторожно.

__________

Но мы везде говорим - деликатнее, осторожнее. Вот этого-то Чацкий и не может сделать. Более того, вот он в итоге принял решение уехать из Москвы (и, вероятно, из России вообще) - но ведя себя так, как он вел себя на страницах пьесы, он не будет мил ни в каком свете, даже в допускающем многое американском.

Могла бы его смягчить женитьба на Софье и мог бы Чацкий обратить в свои союзники Софью? Спойлер: а вот это сильно вряд ли. Об этом поговорим в следующей, заключительной серии.