Сегодня мне захотелось пересмотреть фильм «Королева» (2006) с Хелен Миррен. Он рассказывает об одном из самых драматичных эпизодов в жизни Елизаветы — гибели принцессы Дианы. И королеве нужно принять решение, как реагировать.
Прежде всего — как сообщить трагическую весть внукам и как объяснить им происходящее. Ведь в новостях по телевизору стараются преподнести трагедию как можно «желтее», с обилием личных подробностей.
И как отнестись к растущей не по часам, а по минутам толпе перед Букингемским дворцом, и разливающемуся морю цветов и игрушек?
И главное — как объяснить происшедшее стране, ждущей реакции от своей королевы. Ведь по мнению обывателей, «принцесса людских сердец», обожаемая миллионами британцев, погибла из-за бесчувствия, чопорности и дани традициям, которых придерживалась королевская семья.
Ох как непросто было Елизавете II пережить те тяжелые дни. И остаться королевой.
Мне кажется, это фильм очень тонко и точно препарирует конфликт между желанием сохранять заложенную много веков назад традицию, когда монарх считался абсолютной властью от Бога, и одновременно и соответствовать современности с ее политическими интригами и запросами. А иначе зачем нести бремя короны? Безусловно, этот конфликт проходил через сердце королевы Елизаветы, умевшей находить баланс между традицией и современностью. И выходить из трудных ситуаций, не теряя достоинства.
Наверное, она была последним символом монархии в мире.
Королевский двор сохраняется в ряде европейских стран — в Швеции, например, или Испании. Но в отличие от Великобритании, где королева активно присутствовала и в политике, и в общественной повестке, в других странах короли менее активны и более декоративны. В Швеции, например, монарх преподает в университете и ездит на работу на велосипеде. Вроде, и монарх, но совершенно другого масштаба, уменьшенного за счет приближения к современности.
Фильмов о королеве Елизавете немного, еще упомяну «Лондонские каникулы» (2015). Он рассказывает об очень интересном эпизоде из жизни Елизаветы — мало кто знает, что она в 1945 году выучилась на водителя санитарного автомобиля и была в отряде самообороны.
И в ночь с 8 на 9 мая вместе с сестрой Маргарет они сбежали из королевского дворца, чтобы отпраздновать Победу в народных гуляньях вместе со всем Лондоном. Побег закончился романтическим знакомством.
Сбежали из дворца — это, конечно, режиссерский ход, на самом деле девушки королевских кровей участвовали в празднествах в сопровождении гувернанток и охраны.
Поводом показать королевский двор в кино становятся и фильмы о принцессе Диане. Так, на контрасте приверженности традициям, которая доведена до нелепости, и живого человеческого начала построен фильм «Спенсер» (2021) чилийского режиссера Пабло Ларраина.
На одной чаше весов — размеренная, подчиненная ритуалам и наполненная церемониями жизнь во дворце. На другой — ранимая и сентиментальная принцесса Диана. Елизавета в этом фильме выглядит надменной «снежной королевой» в окружении стайки корги, от взгляда которой всем становится холодно.
Слова «ушла эпоха» говорят часто, но сейчас, пожалуй, тот самый случай, когда другие найти трудно.
О фильме «Спенсер» я писала здесь:
Кадры из фильма с сайта Кинотеатр.ру.
Если хотите и дальше видеть мои публикации в своей ленте, подпишитесь на канал «Кино и книги круглый год». Благодарю!
#кино #фильм #кино круглый год #обзор