Найти в Дзене
Как копить

Как магазины заставляют нас тратить больше денег

Оглавление

Иногда при походе в магазин мы оставляем там больше денег, чем планировали. Кто в этом виноват? Кажется, что только мы сами. Однако супермаркеты используют массу приёмов, которые толкают нас на спонтанные покупки. Расскажу вам про эти трюки, а также о том, как противостоять им.

Фото: unsplash / Viki Mohamad
Фото: unsplash / Viki Mohamad

Магазин — лабиринт

В супермаркетах продают несколько тысяч наименований товаров. Все эти упаковки, банки и коробки расставляют по магазину так, чтобы вы дольше бродили по нему. Часто нужные товары (например, хлеб) спрятаны в самой глубине зала, а вот сладости по акции удобно располагаются при входе. Пока дойдешь до нужного товара, возьмёшь совершенно ненужные вафли, сок и шоколадку. Потому что они с привлекательными ценниками были на пути.

Постоянная перестановка

Раз в несколько месяцев сотрудники «Магнолии» около моего дома переставляют продукты: ещё вчера тут были макароны, а теперь соусы. А на старом месте соусов стоят консервы.

Это тоже хитрый прием, чтобы увеличить ваш путь в магазине. Постоянные покупатели привыкают к расположению полок и перестают обращать внимание на другие товары. Поэтому мерчендайзеры (ответственные за расстановку продуктов) меняют местами отделы, чтобы вы дольше ходили по магазину и, соответственно, набирали больше продуктов по пути.

Фото: unsplash /  Atoms
Фото: unsplash / Atoms

Красивые цвета, музыка и запахи

Магазины используют все наши органы чувств, чтобы привлекать внимание. Яркие цвета на ценниках, нейтральные цвета на полках. Энергичная музыка, которая мотивирует к покупкам.

И, конечно, запахи. Запахи свежеиспеченных булок из пекарни, апельсинов из соковыжималки или жаренной курицы из гриля вызывают голод и желание покупать больше (при этом необязательно булочки, сок или курицу).

Иерархия на полках

Замечали, что на стеллаже, например, с чаем, самый дешёвый стоит внизу, а на уровне глаз — более дорогой? Это тоже приём мерчендайзеров: не каждый заметит недорогие товары и вместо них возьмёт что-то дороже.

Фото: unsplash / Bernard Hermant
Фото: unsplash / Bernard Hermant

Иллюзия выгоды

И вот мы добрались до святого: до акций и скидок. Многие покупают товары тогда, когда им кажется, что это выгодно. Отсюда ажиотаж на распродажах. Акции вроде «2 по цене 1» заставляют нас покупать больше.

Поэтому всегда думайте: я покупаю этот товар, потому что он мне нужен или потому что на него скидка? Хорошо, когда вы пришли в магазин за колбасой и оказалось, что она продаётся со скидкой сегодня. Плохо, когда вы шли за той же колбасой, а купили пять глазированных сырков, потому что они продавались по акции.

Прикассовая зона

Товары в прикассовых зонах приносят огромные деньги. Недорогие товары привлекают внимание людей, пока они ждут своей очереди на оплату. И вот вы сами того не заметили, как положили в корзину пару шоколадок и жвачку. Для вас это вроде мелочь, а для магазина значительный заработок.

Фото: unsplash / David Veksler
Фото: unsplash / David Veksler

Простые правила разумного шопинга:

  1. Составьте список покупок и придерживайтесь его.
  2. Ходите в привычные магазины, где вы знаете расположение отделов (пока их не поменяют местами, конечно).
  3. Заведите привычку ходить за покупками только после перекуса.
  4. Не берите товары по акции, если их нет в вашем списке покупок.
  5. Если у вас есть дети, то лучше ходить в магазины без детей. Многие товары специально разложены так, чтобы привлекать их внимание.
  6. Берите корзинку, а не тележку.