Найти тему
Киносезон

Сериал «Художник» за первые две серии раскрыл секрет успешности современного российского кино

Оглавление

Всё гениальное просто. Но часто - не на поверхности. Почему одни догадываются, что, кого и как нужно снимать, чтобы #кино вызвало бурные аплодисменты избалованных капризных зрителей, без придирок к достоверности истории, костюмам, прическам и сюжетным поворотам, а другие - нет?

Сегодня я хочу поделиться впечатлениями от нового проекта Тимура Алпатова «Художник». 8 сентября PREMIER выдал первые 2 серии длительностью по 50 минут. Я посмотрела их далеко не залпом (как делаю, когда мне что-то очень нравится), а с двумя прочными часовыми остановками на подумать. О чём? О том, почему я смотрю «Художник», а вижу «Место встречи изменить нельзя», и это равнение на шедевральный детектив 43-х летней давности Станислава Говорухина меня нисколько не раздражает.

Выделю 3 основных составляющих бесспорного, на мой взгляд, успеха исторического детектива и #драмы Тимура Алпатова.

1. Время действия и тема (беспроигрышные)

Март 1944-го. Уже вовсю пахнет радостью будущей победы. Но майору Ефимову (Андрей Смоляков) и капитану Сазонову (Александр Горбатов) бандиты подкидывают одну задачку за другой - в серии дерзких убийств преступники, состав которых, судя по показаниям очевидцев, постоянно меняется, оставляют после себя одну показательную улику - портреты убитых. Отсюда название банды - "Мертвая голова". И кличка главаря - "Художник".

-2

Помните, что оставляла после себя банда "Чёрная кошка" в "Месте встречи"? Тоже рисунок. А время действия в детективе Говорухина - лето 1945-го.

-3

Аналогию с "Местом встречи" я начинаю проводить с первых кадров, но мне всё нравится, ничего не раздражает, я удивлена, но понимаю, что качество того, что я вижу в "Художнике", пока не хуже.

2. Собрали весь цвет популярных мужчин - актёров российского кино (это тоже беспроигрышно)

Как же мне хочется в этой публикации перечислить их всех! Это как собрать у себя на кухне самых талантливых мужчин и несколько часов наблюдать за ними со стороны 😀. Какая разница, о чём и как они будут говорить?

-4

Кроме главных Смолякова и Горбатова, которые походу жили в 40-х и прекрасно знают, как там и что было 😁, нас будут радовать талант на таланте: Сергей Газаров, Андрей Мерзликин, Игорь Хрипунов, Дмитрий Куличков, Павел Попов, Рамиль Сабитов, Гурам Баблишвили, Олег Каменщиков - и это только малая часть тех, кто появился в первых двух сериях. Некоторые мелькнули лишь в эпизодах, но сыграли так, что мне пришлось перематывать назад, чтобы закрепить впечатление. Не понимаю, почему раньше меня совсем не пленял Хрипунов? Здесь его герой войны Коленька Головачёв - это ж просто красавчик чистой воды. И не только внешне.

-5

Рамиль Сабитов. В моей голове по неостывшим следам "Золотой орды" - хан Берке. Здесь он совсем другой, в роли цыгана, сначала виноватый, потом хитрый, в конце весёлый - разный, но хорош в каждом моменте.

-6

К слову, артистов из "Годунова" и "Золотой орды" в проекте будет достаточно (Юрий Тарасов, Артем Алексеев, Светлана Колпакова, Дарья Урсуляк). Это похвально - Тимур Алпатов заметно несёт ответственность за тех, кого приручил.

Дмитрий Куличков, Андрей Мерзликин - блеск их актёрского мастерства надо видеть, какие тут слова? И это ещё не появились всеобщие любимчики Александр Устюгов и Виктор Добронравов (мы знаем, как Виктор умеет играть человека в длинном чёрном кожаном плаще).

Из женских образов в первых сериях была только библиотекарша Светочка (Дарья Урсуляк). И снова мне ничего не мешало - ни её Дина из "Вашей чести", ни Марина из "Бега улиток", ни Александра из "Сына" и т.д.

-7

В общем, тему выбора на главные и второстепенные роли не просто популярных и талантливых, а самых-самых по этим пунктам, как важный фактор успеха проекта, закрываю. Потому что эти артисты, как и те, что играли у Говорухина, как будто и не играют вовсе. Они как будто всегда там и были - в марте 1944-го.

У меня такое вообще первый раз - чтобы я на все 100 верила любому персонажу в кадре. Например, Горбатов. И в "Угрюм-реке", и в "Косе", немногим меньше в "Капкане на судью", но я видела исключительно Серёгу Лихолетова из "Ненастья". В "Художнике" же его предыдущие роли я не вспомнила ни разу. И не только потому, что внимательно следила за сюжетом. А это важно.

-8

3. Внимательное отношение к атрибутам и атмосфере того времени

Сериал снимали не 3 месяца, и это заметно. В сцене на Тишинском рынке я сознательно напряглась и стала выискивать изъяны современности. Искала их в одежде, обуви, шляпках, сумочках, в вывесках, лозунгах и даже в цыганской телеге с картошкой. Тщетно.

-9

Пока искала, получила от обстановки на рынке какое-то особое удовольствие. Суета, толчея, захотелось что-нибудь купить. Или обменять. Или продать. Так живо там, уютно и хорошо.

-10

Ощущение, что создатели сериала являются большими поклонниками "Места встречи изменить нельзя" меня так и не покинуло. Не мешало, нет, но присутствовало постоянно. Пик этого присутствия пришёлся на сцену с зарезанным перед важной встречей парнем на скамейке.

-11

На этом моменте я ойкнула, но ругаться за откровенный плагиат мне не захотелось. Почему? Потому что сериал "зашёл". Пусть я это уже где-то и когда-то видела, пусть опять все те же артисты, та же тема, те же приемы - именно в "Художнике" вся эта смесь тянет на высший бал и заслуживает аплодисментов. Во всяком случае за первые две серии.

-12

А Вы их уже посмотрели? Что скажете? 😉