SAMURAI - "Samurai" (1971)
Продолжение и окончание темы.
После альбома I Spider проекта WEB клавишник и вокалист Дэйв Лоусон и группа вернулись в студию в следующем году, но уже под новым именем SAMURAI. Большая часть состава осталась той же, включая Тони Эдвардса (электро и акустические гитары), Джона Итона (бас-гитара), Кенни Бевериджа (ударные) и Ленни Райта (вибрафон, барабаны и перкуссия). С уходом Тома Харриса у них не стало постоянного саксофониста, поэтому для записи они заручились услугами Тони Робертса (тенор-саксофон, флейты и бас-кларнет) и Дона Фея (тенор-саксофон и концертные флейты). Важное решение, потому что здесь композиции и аранжировки Лоусона еще больше зависели от духовых инструментов, особенно саксофона. Ему еще предстояло познакомиться с синтезатором ARP, который через два года станет основным компонентом звука GREENSLADE.
На конверте, по легенде, два изображенных человека очень похожи на Джона Леннона и Йоко Оно, которые были очень заметны в средствах массовой информации в то время. По сравнению с альбомом WEB музыка здесь еще более джазовая и ритмичная, даже немного отрывистая и местами экспериментальная. Записанный в марте 1971 года одноименный альбом SAMURAIзаработал заслуженную репутацию поистине новаторской работы в прогрессивном роке.
И снова слово Дэйву Лоусону:
Мы подписали контракт с Greenwich Gramophone (на этом лейбле также был издан единственный альбом группы OPEN ROAD, - прим. АК), независимым лейблом, принадлежащим автору песен Лесу Риду. Насколько я помню, у нас не было больше времени в студии, когда мы записывали альбом Samurai, по сравнению с I Spider. Как группа SAMURAIпросуществовали не очень долго. Мы отправились в путь без саксофониста, но его нам очень не хватало, потому что музыка была написана с учетом использования этого иснструмента. Greenwich Gramophone был маленьким независимым лейблом в зачаточном состоянии, поэтому у них не было огромных сумм денег, чтобы вкладывать их в нас. Тони Ривз, который был басистом в BLUESBREAKERS Джона Мэйалла и COLOSSEUM, был директором по репертуару лейбла, и он проделал хорошую работу, учитывая ограниченные ресурсы, добившись для нас изрядного количества публикаций в прессе, но как группе нам не суждено было завоевать массовую популярность. Наша музыка не сразу поражала людей; я думаю, что нашей музыке требовалось большее количество времени, чтобы завоевать доверие слушателей. Размышляя о том, сколько сил было вложено в написание материала, и о тех усилиях, которые были затрачены на создание самой записи, то я считаю, что слушатель тоже обязан приложить некоторые усилия, чтобы оценить музыку. Я думаю, что для того, чтобы оценить музыку должным образом, требуется немного больше времени.
В результате всего Ленни Райт начал поговаривать о том, чтобы заняться другими вещами. Насколько я помню, где-то в это же время Тони Ривз упомянул мне, что Дэйв Гринслейд рассматривает возможность создания группы с двумя клавишниками, и спросил, не заинтересован ли я в том, чтобы стать ее частью вместе с ним. Мы все в SAMURAI ладили друг с другом, но из-за того, что количество концертов становилось все меньше, было неизбежно, что мы остановимся. Музыкальные бразды правления подхватили GREENSLADE, где я играл с Тони Ривзом, Эндрю Маккаллохом и Дэйвом Гринслейдом.
Dave Lawson was talking to Mark Powell, 2008
К сожалению, как и время, проведенное Лоусоном с WEB, существование SAMURAI тоже было недолгим. После выхода альбома группа отправилась в путь, но при этом осталась без саксофона, который стал такой фундаментальной частью их звука. Несмотря на сильную поддержку со стороны их лейбла, у которого был басист Тони Ривз в качестве директора A&R, группа прекратила свое существование из-за отсутствия коммерческого успеха.
Лоусон вместе с Ривзом станет половиной GREENSLADE, оставив этот “самурайский” альбом похороненным под множеством релизов прог-рока 1971 года. И чтобы быть справедливым с такой классикой, как альбомы Fragile, Nursery Cryme, Tarkus, Meddle, Aqualung, Pawn Hearts и Soft Machine Four, выпущенных в том же году, было практически нереально конкурировать, поэтому нетрудно понять, почему эта пластинка тогда не произвела никакого впечатления. Стоит еще отметить, что, помимо GREENSLADE, Дэйв Лоусон позже “засветился” еще и в STACKRIDGE, сотрудничал с Майком Олдфилдом и Роем Харпером, что, безусловно, говорит о величайших способностях этого музыканта, по сути вдохнувшего новую жизнь в обычную брасс-группу WEB, сделав из нее бриллиант английского прогрессивного рока, коим наслаждаемся и по сей день.
Ну что, дорогие коллеги по увлечению, в память о тех пьянящих временах, когда прогрессивный рок действительно считался крутым, переслушаем альбомы WEB & SAMURAI? Все эти альбомы, безусловно, стоят того!
Samurai (LP) – 1971 (Greenwich Gramophone Company GSLP 1003, UK)
Saving It Up for So Long (3:45)/More Rain (4:27)/Maudie James (4:56)/Holy Padlock (4:43)/Give a Little Love (3:40)/Face in the Mirror (6:44)/As I Dried the Tears Away (8:17) +bonus tracks on CD-only (Landren Productions LRCD 9612, 1996, US): Give a Little Love (live) (4:59)/Holy Padlock (live) (7:49)/More Rain (live) (4:47)/Concerto for Bedsprings (live) (12:27)/Love You (live) (4:35) Total time: 36’32 (LP)
Пластинка была выпущена в 1971 году в Великобритании, Германии и…Уругвае. Годом позже выпущена в Японии. На компакт-дске впервые альбом выпущен в 1996 году в США и Японии.
Переиздания: 1996: Landren Productions LRCD 9612 (CD), US; 1996: Belle Antique MAR96202 (CD), Japan;
2006: Air Mail Archive/Greenwich Gramophone Company AIRAC-1217 (CD), Japan; 2006: Akarma AK 341 (CD, Digipak), Italy; 2008: Esoteric Recordings ECLEC2025 (CD), UK; 2010: Cherry Red Phonograph CRP110 (LP), UK; 2013: Belle Antique BELLE 132061 (SHM-CD), Japan;
2015/2020: Esoteric Recordings ECLEC2737 (CD), UK; 2018: Tiger Bay TB256 (LP), UK; 2021: Trading Places TDP54066 (LP), UK.
В мире было и есть тысячи групп, похожих на THE ROLLING STONES и десятки тысяч групп похожих на THE BEATLES. А про похожих на DEEP PURPLE я вообще молчу. И это не значит, что все они дерут с этих групп по-черному. Они просто играют в том же ключе, в силу своих возможностей и таланта. А проще всего обозначать их стиль с тем, чтобы, ну, на какой полке смотреть – это сравнить с кем-нибудь известным и тогда становится более-мене понятно, что за музыка. Ведь если сказать любителю Аббы, например, что неизвестная пластинка, которую любитель Аббы крутит в руках “похожа на Колтрейна” - он тут же положит ее на место и дальше рассматривать не будет. Ну, или если мне сказать – “похоже на Аббу” - я тоже продолжать знакомство с неизвестной пластинкой не стану. Сравнение – первый шаг к знакомству. Групп, похожих на GENTLE GIANT вообще не много. Я даже и вспомнить сразу не могу, если честно. Вот, SAMURAI, пожалуй, единственное, что сразу приходит на ум. Или так – если скрестить CARAVAN, MATCHING MOLE и GENTLE GIANT, то можно получить общее представление о той, музыке, которую записала группа SAMURAI на альбоме Samuraiв 1971 году. Собственно, SAMURAI– это группа WEB, поменявшее название, взявшая в состав еще одного саксофониста (очень кстати) и по-хорошему усложнившая и без того непростую свою музыку. Почти ушли элементы тяжелого рока, хотя их и так было не особенно много, добавилось воздуха и джаза, музыка закрутилась уже в такие петли, что знай – распутывай, в общем, все стало еще интересней. Инструментарий радует – вокалист, акустическая и электрическая гитары, бас, два человека на ударных и перкуссии, включая вибрафон и два саксофониста, использующих тенор, альт, баритон, флейту и кларнет. Ну и музыка этого мини-оркестра, замаскированного под рок-группу совершенно завораживающая. “Saving With Up For So Long” начинается как “нормальная” рок-песня. Монотонный бас, гитарные фразы, приближающиеся к блюзу. Но вступает вибрафон, звуковая картинка меняется, саксофоны поддерживают развитие уходящей вверх гармонии, но блюзовая гитара и даже мелодия голоса остаются вполне традиционными. Не до конца. Лирическое отступление, в котором саксофоны звучат уже ближе – и началось. Ломаная мелодия вибрафона с гитарой, духовые уже на первом плане и на фоне ушедшей уже вдаль гитары – свободные пассажи саксофонов. “More Rain” – воздушная, пространственная, с активной, глубокой перкуссией, флейтами, далекой в реверберации гитарой и вдруг ушедшей в джаз вокальной линией – и флейты с гитарой следуют за ней, быстро вернувшись в заданную в начале мелодическую линию куплета. “Maudie James” с самого начала задается джаз-роком – холодным, европейским, сумрачным, без преобладания духовых – клавиши, гитара, голос, ритм-секция, саксофон прорывается отдельными фразами, меняется темп и общий рисунок и начинается ледяной джаз. Джазовыми фразами саксофонов открывается и “Holy Padlock” – но дальше включается группа и раскручивает карусель джаз-роковой пьесы из нескольких частей – такой же прозрачной и воздушной, как и предыдущие, тонкой резьбы по ледяному полю. Переплетаются партии органа, духовых и голоса, повторяющего фразы, синкопирующего и играющего словами, уводя все инструменты в тишину, чтобы начать “Give A Little Love” – роковая вау-гитара и тяжелые саксофонно-басовые риффы, снова смена темпа, мелодии, возвращение к риффам, к резкой гитаре и к короткому, стремительному соло органа, чтобы снова вернуться к роковой риффовой форме с солирующим уже теперь саксофоном. Гипнотизирующая сложной голосовой линией и гитарным соло в обратной записи “Face In The Mirror” и главная вещь – восьмиминутная “As I Dried The Tears Away”. Выплывающая из тишины жемчужинами вибрафона, врубающая тяжелыми аккордами гитары и – в пространство, в воздух, в облака, в туман. До следующих рвущих аккордов – от станции к станции. В голосовой линии – холодный джаз, в музыке – непредсказуемые повороты, одна мелодия, вторая, третья, уплотнение, распыление, орган, гитара, саксофоны, ни один инструмент не мешает другому, все на своих местах, все ведут диалог. Подпрыгивающее соло органа, задумчивый ответ вибрафона, гитарные аккорды издалека, массивные рисунки баса – и нет финала, нет разрешения, песня тает на полуфразе инструментов. Недоговоренность, недосказанность, загадка. Тонкая и сложная, невероятно красивая вещь, недооцененная и недонесенная до аудитории запись. Прекрасный альбом.
© Алексей Рыбин, 2022 (a-ka Kinoryba)(С разрешения автора)
Александр Ковтун (© Prog Island, SPb, сентябрь 2022)