Московский патриарх Филарет и отец первого царя из династии Романовых – вместе с сыном он возрождал страну после разрухи и бедствий Смутного времени, укреплял положение Российского государства на международной арене, сохраняя ее независимость. В миру он носил имя Федор Никитич Романов и когда-то был знатным боярином, красавцем и счастливым семьянином.
Он мог бы быть для России хорошим царем, но судьба лишила его этого шанса после того, как он был насильно пострижен в монахи. Но не лишила желания быть правителем великого государства. И он сумел объединить монашескую и светскую жизнь. Он использовал имя Филарет, данное ему при пострижении, и свое мирское отчество Никитич. И носил титул «Великий государь», хотя царем не был.
Торжественное возвращение
14 июня 1619 года Филарет торжественно въехал в Москву после 8 лет польского плена. Там его встретили жена и сын. Но воссоединиться с семьей он уже не мог – любимая жена Ксения, как и он сам, была насильно пострижена. И встретила его не Ксения, а инокиня Марфа.
Сын Михаил, которого он видел в последний раз в 5-летнем возрасте, стал не просто взрослым 23-летним мужчиной. Он стал русским царем. Немалая роль в избрании юного Михаила царем принадлежала и его отцу. Федор Романов пользовался большим авторитетом у бояр и уважением у патриарха Гермогена, который поддержал кандидатуру его сына.
Уже через 10 дней после возвращения Филарета в столицу он был посвящен в московские патриархи. В ожидании Филарета это место было свободным несколько лет. Теперь рядом с царем присутствовал патриарх, что соответствовало византийской модели власти и достигалась гармония власти светской и власти церковной. В данном случае, когда оба верховных поста занимали отец с сыном, эта связь оказалась наиболее прочной.
Филарет стал не просто помощником, он официально стал соправителем сына и получил титул «Великий государь». А в его имени совместились две стороны его жизни – его стали называть Филарет Никитич, что было единственным прецедентом в истории
Два государя – отец и сын
Когда Михаил Романов был избран русским царем, ему было только 16 лет. Конечно, у юного государя не было ни опыта, ни решимости проводить государственные реформы и восстанавливать страну после долгих лет смуты и безвластия. Во многом помощь и поддержку ему оказывала его мать, инокиня Марфа. Но, по сути, основные нити правления по-прежнему оставались в руках бояр, что их очень устраивало. Хотя молодой царь был очень умен, но, все-таки, слишком мягок, чтобы противостоять боярам, привыкшим к постоянным интригам и заговорам.
После возвращения Филарета все изменилось. Многочисленные жизненные перипетии и невзгоды превратили его в изощренного и решительного политика. Сын безоговорочно отдал отцу первенство.
Отец и сын доверяли друг другу и поддерживали друг друга. Благодаря их совместной деятельности Российское государство довольно быстро смогло оправиться от тяжелых последствий Смуты. Если бы не появилась при царе такая яркая и сильная личность, как Филарет, то правление Михаила Романова вряд ли было бы столь успешным.
Поэтому какое-то время в России фактически было два царя. Оба, отец и сын Романовы, принимали иностранных послов, оба издавали и подписывали указы, оба рассматривали челобитные.
Участие Филарета в управлении государством
Филарет, радушный и веселый в молодости, пройдя все испытания, в зрелые годы поражал окружающих своей властностью, особенно контрастировавшей с «кротостью» сына. Он безжалостно отстранял от московского двора ненадежных бояр и всех, кто противился его начинаниям, какими бы близкими они не были. Так, были удалены отличавшиеся большим самоуправством Салтыковы, родственники инокини Марфы. Были отстранены от должностей выявленные тайные сторонники Сигизмунда III и королевича Владислава.
Филарет многое сделал для укрепления положения как своего сына, так и новой династии и в целом для укрепления царской власти. Так, с его появлением созывы Земских соборов становились все реже и реже и принятие государственных решений стало прерогативой молодого царя и его соправителя, а Боярская дума стала исполнительным органом. При этом для решения важных вопросов как внутренней, так и внешней политики Земские соборы по-прежнему собирались. Причем, по инициативе Филарета, учитывалось мнение всех слоев населения, а не как раньше, верхушки бояр. Таким образом, опираясь на дворян и посадских людей, Филарет укреплял власть царя Михаила и ослаблял через чур возвысившихся бояр.
По инициативе Филарета также была проведена перепись населения. Работа была поставлена таким образом, что в документах отражалось реальное наличие людей, что имело важное значение. Это позволило внести изменения в налоговую политику, а в итоге собрать денег больше.
Это лишь небольшая часть дел Великого государя Филарета Никитича.
Укрепление православия
В польском плену у Филарета сформировалось четкое неприятие католицизма. Не будучи в молодости очень набожным, он стал твердым поборником православия. Но это не помешало ему найти разумное равновесие между неприятием католицизма и интересами государства. Он активизировал экономические и культурные отношения с Западом, поддерживал внедрение западных технических и военных достижений. При этом решительно пресекал в религиозной жизни малейшее отступление от православия, отстаивая его чистоту. Патриарх Филарет обустраивал типографии, где печатались богослужебные книги, он открывал церковные школы и возобновил связи с Восточными Церквами. При этом велась последовательная борьба с губительным для России западным влиянием.
Практически до последнего дня Федор Романов продолжал заниматься вопросами государства и церковного устройства. Умер Филарет в 1633 году, прожив почти 80 лет. Погребен он в Успенском соборе Московского Кремля.
Супруга Федора Никитича, Ксения (инокиня Марфа) после избрания сына царем жила во дворце и занималась обустройством внутренней жизни царского двора. Скончалась Ксения немногим ранее Федора, в 1631 году.
Федор Никитич Романов имел все основания стать русским царем, но в силу обстоятельств не стал им. Но он стал «Великим государем», много сделавшим для возрождения России.