Кирилло-Белозерский монастырь по площади соперничает с Московским кремлём, разделён на Старый и Новый города и именуется Северной Лаврой. Обитель основана в 1397 году одним из учеников преподобного Сергия Радонежского — Кириллом Белозерским. В летописных источниках указано, что монах вырыл на берегу Сиверского озера пещеру. С неё и начался монастырь, ставший одним из самых больших в Европе. Кирилл Белозерский стал основателем не только этой обители, но и Ферапонтова монастыря.
Кирилло-Белозерский монастырь строили долго, почти полвека. Огромные, массивные стены и башни сделали из него неприступную крепость, которая выдержала осаду и атаки польских и литовских интервентов в Смутное время.
Государи московские не обходили вниманием северную обитель. По преданию, здесь молились о даровании наследника царь Василий III и его супруга Елена Глинская. У них родился мальчик, которого история нарекла Иоанном Грозным. Он хотел стать здесь монахом, но, к сожалению, не срослось. На исходе дней царь принял постриг от насельника Кирилло-Белозерского монастыря. Но не только монаршей милостью жила и богатела обитель. Через неё шёл торговый путь купцов из центральных русских областей к Белому морю. Монастырь торговал солью и рыбой, а потому не бедствовал. И даже имел возможность ссужать деньгами государство на неотложные нужды.
Северной лаврой его называли из-за того, что здесь образовался богатейший книжный центр. Уже к концу XV века тут хранились 210 рукописей, среди которых были уникальные — поэма «Задонщина» в окончательной редакции. В монастырь заточали за крамолу неугодных царям знатных людей, церковнослужителей. Здесь находились под неусыпным надзором бояре Михаил Воротынский, Иван Шуйский, Иван Мстиславский, Борис Морозов, великий князь Симеон Бекбулатович и патриарх Никон.
СТЕНЫ И БАШНИ
Кириллов монастырь уникален ещё и тем, что его территория разделена на два города — Старый и Новый. И было здесь два монастыря — Успенский и Ивановский. В 1654-1680 годах вокруг монастыря построили каменные стены, сохранившиеся до наших дней, но у них есть свои отличия. Например, на первых этажах башен Ивановского монастыря были хозяйственные кельи. Эти стены были ниже и тоньше, чем у Успенского монастыря. В высоту они до четырёх метров, в ширину — метр. У Успенского монастыря стены были двухъярусные, более пяти метров в высоту. В них также были встроены хозяйственные помещения.
В Кирилло-Белозерском монастыре 11 башен, практически все они были построены в XVII веке, а на возведение некоторых уходило до четырёх месяцев. Русские зодчие умели планировать короткий строительный сезон на Русском Севере. Были ещё башни: попадалась на глаза информация, что, как минимум, две были разобраны, так как стены перестраивали. Чтобы просто обойти монастырь вокруг, у нас ушёл почти час. Старорусские архитекторы великолепно вписали монастырь в ландшафт, на берегу озера он смотрится потрясающе.
На берегу Сиверского озера находится Хлебенная башня, она входит в систему Старого города. Такое название получила из-за того, что находилась напротив хлебни и недалеко от поварни Большого Успенского монастыря. Самая высокая башня — Свиточная, возвышается на мысу Сиверского озера. В первом ярусе 12-метровой башни жили монастырские служки, которые занимались строкой монастырской одежды. Такая одежда называлась «свитки», и башня стала Свиточной.
Поваренная башня также выходит на берег Сиверского озера. Находится напротив поваренных келий, поэтому так и называется. Была целиком переложена в 1761 году. Самая высокая башня Нового города — Московская, или Ферапонтовская. Её высота 42 метра, башня шестнадцатигранная, что делало её более устойчивой и менее уязвимой для ядер.
От Малой Мереженной башни сохранились две стены на половину их былой высоты. В ней хранили рыболовные сети, которые назывались «мережи».
После возведения Нового города функции Малой Мереженной башни стала выполнять Белозерская (Большая Мереженная) башня, построенная рядом, на мысу у Сиверского озера. Она имеет небольшой наклон, но вроде бы не критичный. Во всяком случае, предупреждений об опасности нахождения с нею рядом нет. В общем, падающей башней её не назовёшь.
Кузнечная башня находится на берегу Сиверского озера в южной части монастыря. Наверху есть так называемая смотрильня, с которой видно вокруг на 20 с лишним километров. Кузнечной она стала называться, так как рядом была кузница. Караульная Косая башня изначально была 23-метровой высоты, но в 1784 году её верхняя часть рухнула. Через эту башню был въезд с белозерской дороги.
Казанская башня 37 метров высотой была возведена в 1659 году по личному приказу царя Алексея Михайловича. Он выделил 45 тысяч рублей на её постройку. Через эту башню был главный проход в монастырь. Над проездной аркой киоты и стенное письмо, выполненное в 1664 году кирилловским старцем Феофаном Дерголобом. Со стороны входа —изображение Спасителя с преподобными Кириллом и Сергием Радонежским. Со стороны монастыря — Знамение Божией Матери. Башню венчает флюгер в виде трубящего ангела. На башню после проведённой реставрации можно подняться, пройти к бойницам. Глухая башня расположена в месте впадения речки Свияги в Сиверское озеро. На нижнем этаже делали свечи, а в палатке рядом с башней — котлы. Поэтому у неё есть ещё два названия — Котельная и Вощёная.
Самая первая башня Нового города — Вологодская. Она пятиярусная, восьмигранная и со стеной соприкасается только одной гранью. В высоту около 30 метров.
ХРАМЫ
На территории обители расположены 12 храмов и часовен. Первой каменной постройкой монастыря стал Успенский собор. Ростовские мастера построили его в 1497 году на месте сгоревшего деревянного храма. Одна из первых каменных построек Русского Севера сохранилась до наших дней. Не в первозданном виде, конечно, за свою многовековую историю собор «оброс» приделами-церквями равноапостольного князя Владимира, епископа Епифания Кипрского и игумена Кирилла Белозерского. Владимирская церковь построена в 1554 году и была усыпальницей князей Воротынских. Храм во имя епископа Епифания Кипрского построен почти на век позже, в 1645 году над гробом князя Фёдора Телятевского-Микулинского. Его небесным покровителем был Епифаний Кипрский. Это же имя князю дали после монашеского пострига.
Третий придел — церковь по имя Кирилла Белозерского — несколько выпадает по архитектуре из общего ансамбля. Она построена в стиле барокко в 1782-1785 годах. Правда, это уже второй Кирилловский храм: первый, заложенный в 1585 году, разобрали из-за ветхости. Из четырёх впритык стоящих церквей образовался необычный ансамбль.
Надвратная церковь Преображения Господня на Водяных воротах — подлинный шедевр архитектуры. Летом, когда ворота открыты, с территории монастыря можно выйти к Сиверскому озеру. Этот комплекс — ворота и храм — датируются XVI веком. На стенах церкви уцелели два киота с росписью. На стене со стороны монастыря — композиция Преображения Господня. На южной — сюжет о Происхождении честных древ Животворящего Креста Господня. Внутри сохранились очень яркий иконостас и украшенные позолотой царские врата.
Дорога от Водяных ворот проходит под колокольней. Её построила в 1757-1761 годах вологодская артель, которую возглавлял каменщик Спасо-Прилуцкого монастыря Фёдор Жуков. Специалисты определяют стиль, в котором её возвели, как провинциальное северно-русское барокко.
С юга к колокольне примыкает церковь Архангела Гавриила, с севера — Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой. Рядом с колокольней мостовая, крытая из надгробных плит. Кстати, это не про историю советского вандализма. Плиты с могил использовали монахи в конце XVIII века. По одной из версий, причиной такого выбора дорожного материала стала скудная казна обители. Храм Архангела Гавриила построен на пожертвования Великого князя московского Василия III в честь рождения сына Ивана IV. Введенская церковь и главная трапезная палата были построены в 1519 году. За время своего существования храм неоднократно перестраивался, первоначальный облик и убранство не сохранились. В советское время проводилась реставрация с целью приспособить помещения для экспозиционного зала.
Рядом с Больничными палатами расположена церковь Евфимия Великого — единственный каменный шатровый храм обители.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И ЖИЛЫЕ ПОСТРОЙКИ
На территории монастыря находятся построенные много веков назад жилые и хозяйственные постройки. Часть из них заняты под музейные экспозиции. Как, например, и в Соловецком монастыре культурное учреждение уживается с церковным.
Архимандричьи кельи построены в XVII веке, но неоднократно перестраивались чуть ли не каждым настоятелем по своему вкусу. До наших дней они дошли с колоннами, с элементами стиля ампир. После реставрации в прошлом веке в здании разместили экспозиции музея, центральную кассу и сувенирные магазины.
Монашеские кельи — одно из поздних каменных сооружений, датируется XVII веком. До этого братский корпус был деревянным. В настоящее время от былого предназначения сохранили только одну келью в качестве музейного объекта. В других помещениях разместили научные отделы музея, библиотеку, конференц-зал.
В общем, чтобы детально познакомиться с Кирилло-Белозерским монастырём, одной экскурсии мало. Красота вокруг обители просто волшебная. В годы советской власти её, конечно, закрыли. Ценности и библиотеку экспроприировали и вывезли в Москву. Что-то осело в музеях, что-то было утрачено. Монастырю повезло в том, что довольно быстро, уже в 1924 году, на территории обители открыли музей. Это помогло избежать сносов и разрушений храмов, сохранить целостность архитектурного ансамбля. Сейчас в Кирилло-Белозерском монастыре возрождают монашескую жизнь и сохраняют музейное наследие.
Заметка опубликована на нашем сайте: https://laperuz.com/severnaya-lavra-v-vologodskoj-oblasti
Будем очень рады видеть вас, дорогие читатели, среди подписчиков нашего канала (подписаться можно сверху). Обязательно ставьте лайки - это важно для канала;) А эту и другие истории вы можете прочитать на сайте Laperuz.com