Доброго времени суток вам, уважаемые подписчики и гости канала. Сегодня коснёмся романтической темы - поговорим немного о море и авиации.
Крейсер “Алмаз”. Служил в Русском Императорском флоте в годы Русско-японской и Первой Мировой войн. Во время последней нёс на себе авиагруппу. В связи с этим многими пабликами, как правило, монархического характера, представляется как первый авианосец, причём не в России в частности, а в мире в целом. Было ли так в реальности? Попробуем разобраться.
Крейсер “Алмаз” был заложен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в 1902 году. В 1903 был спущен на воду и к концу года введён в строй. Строился корабль как посыльное судно для Тихоокеанской эскадры (фактически же - как яхта для российского наместника на Дальнем Востоке адмирала Алексеева). Небольшой по размеру корабль (водоизмещение около 3300 тонн) не имел брони и обладал слабым вооружением (изначально, всего 10 пушек калибром 47-75 мм). Впрочем, для возлагаемых на него задач большего и не требовалось. Хотя, скоростью он тоже не блистал - лишь 19 узлов (35 км/час), что более чем достаточно для неторопливой прогулки на яхте, но не очень быстро для посыльного судна (“Алмаз” по скорости отставал не только от большинства современных ему иностранных крейсеров, но и от некоторых эскадренных броненосцев).
Начавшаяся война с Японией помешала мирному переходу “Алмаза” на Тихий океан. Пришлось идти вместе со Второй Тихоокеанской эскадрой Рожественского. В составе эскадры “Алмаз” принимал участие в Цусимском сражении 14-15 (27-28) мая 1905 г., где не получил сильных повреждений (прежде всего потому, что японцы не обращали на него особого внимания). Также, ему повезло добраться-таки до Владивостока - он стал одним из трёх кораблей русской эскадры, которым это удалось (два другие - эсминцы “Бравый” и “Грозный”).
После войны крейсер вернули на Балтику. С 1908 года он служил в качестве императорской яхты. В 1911 был переведён на Чёрное море.
С началом Первой Мировой его вооружение было усилено - часть малокалиберных пушек заменили на семь орудий калибра 120 мм. 5 (18) ноября 1914 года он принял участие в сражении у мыса Сарыч, в качестве разведчика (пока ещё обычного, без авиации), причём именно ему удалось обнаружить противника - немецкие корабли на турецкой службе, линейный крейсер “Гебен” и лёгкий “Бреслау”. 9 ноября 1914 года командующий флотом адмирал Эбергард дал распоряжение «о приспособлении яхты «Алмаз» для приема на борт гидроаэропланов и установки их по походному порядку».
- Ну вот! - скажет читатель. - Вот мы и добрались до самого главного. “Алмаз” действительно был первым в истории авианосцем! Не так ли?
Не совсем.
Строго говоря, не каждый корабль, несущий на себе самолёты (пусть даже целую группу) может именоваться авианосцем. Авианосец - это прежде всего специально оборудованный корабль, имеющий специализированную полётную палубу, с которой могут как стартовать, так и садиться на неё самолёты с нормальным колёсным шасси. Гидроплан, хоть и тоже может вести разведку и пуляться бомбами, всё-таки по сравнению с традиционным самолётом обладает более ограниченным функционалом.
Первым в мире настоящим авианосцем, способным принимать нормальные самолёты, был британский “Аргус” (HMS Argus), переделанный из недостроенного пассажирского лайнера и вступивший в строй Королевского флота под самый конец Первой Мировой, в сентябре 1918 года, и доживший аж до годов Второй Мировой уже в качестве учебного судна. Первым кораблём, который не из чего не перестраивался, а изначально закладывался и строился как авианосец, был британский же “Гермес” (HMS Hermes), который начали строить в начале 18-го года, но закончили уже сильно после войны.
Наш “Алмаз” же не был никаким авианосцем. Он являлся тем, что в морской классификации именуется “авиатранспортом” или “авиаматкой”. У него не было ни полётной палубы, ни ангара, и авиагруппа из двух (позже четырёх) гидропланов “Кёртисс” располагалась прямо на шканцах под открытым небом. По мере необходимости их спускали за борт с помощью грузовой стрелы и с её же помощью поднимали обратно.
- Но постойте! - снова скажет нетерпеливый читатель. - Пусть “Алмаз”, как вы говорите, не был настоящим авианосцем, но ведь в деле базирования самолётов (пусть даже таких) на кораблях приоритет всё равно был у нас!
Увы, нет.
Опыты по использованию кораблей как базы для взлёта-посадки самолётов проводились в Европе и Америке ещё до начала Первой Мировой войны. Первый в мире успешный взлёт самолёта с борта корабля был совершён 14 ноября 1910 года, когда американец Юджин Или стартовал с движущегося крейсера “Бирмингем”, в носовой части которого установили специальную платформу. Первая в мире успешная посадка самолёта на корабль была опять-таки совершена американцами - 18 января 1911 года на борт крейсера “Пенсильвания”.
Что же до кораблей, специально приспособленных для базирования самолётов, то… первым кораблём такого типа стал французский “Ла Фудр” (Молния), перестроенный в авиатранспорт из базы торпедных катеров ещё до Первой Мировой - в 1912 году. С началом же мировой войны авиатранспорты стали массово клепать все, кто имел такую возможность - и страны Антанты, и Германия. И Россия здесь была далеко не первой.
Таким образом, можно точно сказать, что в мировом масштабе у “Алмаза” не было никакого приоритета - ни как у авианосца в частности, ни как у авианесущего корабля вообще. Тем не менее, он был одним из первых авианесущих кораблей российского флота и именно в этом качестве оставил свой след в истории.
В период Первой Мировой “Алмаз” активно участвовал в боевых действиях против турецко-германских сил на Чёрном море, в том числе и своей авиацией.
После революции он стал одним из центров революционного движения на Черноморском флоте. Захваченный немцами в 1918 году, впоследствии он вошёл в состав Белого флота и после разгрома Врангеля был уведён вместе с остальным флотом в тунисскую Бизерту, являвшуюся в то время колонией Франции. В 1924 году, после переговоров между СССР и Францией был признан советской собственностью, однако его возвращение на родину было признано нецелесообразным и находящийся к тому времени в некондиционном состоянии корабль продали французам на слом. И в 1934 году он был разобран на металл.
Так окончился путь крейсера, который создавался как яхта для дальневосточного наместника, а стал одним из первых русских авианесущих кораблей.
#алмаз #крейсералмаз #авианосец #российскаяимперия