Всё-таки весьма символично, как за время правления Елизаветы II деградация британских премьеров прошла путь от Черчилля до Трасс, которую королева назначила за несколько дней до смерти.
Следующим королем Соединенного Королевства стал принц Чарльз, взявший имя Карла III. Что мы можем ждать от этого персонажа?
Прославился он не только своими семейными неурядицами, но и активным вовлечением в политику с "зелёной" повесткой, а также коррупционными скандалами.
Открывая Климатический саммит COP26 в Глазго в 2021 году тогда ещё наследник британского престола принц Чарльз призвал к "обширной военной кампании" по борьбе с изменением климата. По его мнению, многие страны мира не в состоянии сделать необходимые инвестиции в так называемые "зеленые" технологии. Поэтому необходимо смотреть в сторону "глобального решения на системном уровне", чтобы возглавить радикальный переход экономики, основанной на ископаемом топливе, к ВИЭ.
Призывы к глобалистскому решению озвучивались Чарльзом неоднократно. Он, к примеру, был одним из первых сторонников программы Великой перезагрузки Всемирного экономического форума. Ещё в 2015 году принц утверждал, что мировая экономика нуждается в "перестройке", чтобы предотвратить климатическую катастрофу.
Последний год так и вовсе запомнился тем, что вокруг этого активного сторонника "зеленого перехода" не утихали коррупционные скандалы. The Guardian сообщает, что принц Уэльский получил в общей сложности 3 миллиона евро (2,6 миллиона фунтов стерлингов) во время встреч с шейхом Хамадом бин Джасимом бин Джабером аль-Тани, бывшим премьер-министром Катара. Наличные деньги тогда ещё наследник британского престола получал прямо в чемодане.
К слову этого катарского шейха (и по совместительству одного из самых богатых людей в мире), прозвали "человеком, купившим Лондон". Дело в том, что он использовал своё богатство, а также свое влияние на Катарский фонд благосостояния, чтобы скупать недвижимость в самых дорогих районах британской столицы. Помимо этого он является владельцем одного из богатейших футбольных клубов мира "Пари Сен-Жермен". И вот этот персонаж в буквальном смысле отгружал Чарльзу чемоданы наличных.
Другим громким процессом было получение принцем Уэльским платежа в размере 1 миллион фунтов стерлингов от семьи не кого-то там, а основателя "Аль-Каиды". Если быть конкретней, то от Бакра бен Ладена, патриарха богатой саудовской семьи, и его брата Шафика. Оба мужчины являются сводными братьями Усамы бен Ладена.
Далее. Всё та же The Guardian сообщает, как королевская семья использовала секретную процедуру для проверки более тысячи парламентских актов, прежде чем они были одобрены избранными членами парламента Великобритании. Некоторые из этих актов десятилетиями не позволяли жителям поместья принца Чарльза в герцогстве Корнуолл покупать собственные дома. Жители жаловались, что они не могут брать кредиты под свои дома, чтобы заплатить, например, за социальные выплаты для себя и близких.
Поэтому неудивительно, что среди британцев лишь 42% относятся к принцу Чарльзу положительно. Для сравнения – популярность королевы Елизаветы под конец правления достигла 75%. Однако Чарльзу всё же ещё далеко до своего крайне непопулярного брата принца Эндрю с рейтингом в 11%, замаравшегося связями с резонансным делом Эпштейна.
В 2012 году, когда праздновалось 60 лет правления, 73% британцев заявили, что поддерживают монархию. В 2022 году та же социологическая компания сообщила, что поддержка монархии упала на 11 пунктов до 62%. Особенно сильно просела она среди молодых британцев (от 18 до 24 лет), половина из которых предпочли бы республику.
Поэтому смерть Елизаветы II вполне вероятно приведёт к усилению республиканских настроений в странах англосферы, признающих над собой власть британского монарха. Напомним, что он является прямым правителем 15 государств (а всего их под британской короной 56). К слову, нынешний австралийский премьер давно поддерживает превращение страны в республику. И может воспользоваться текущей ситуацией для продвижения этой повестки.
Существует угроза и запуска центробежных процессов внутри самой Британии в контексте Шотландии и Северной Ирландии. Так или иначе, определённый статус-кво, который скрепляла собой фигура Елизаветы II, закончился. И последствия для внутренней и внешней политики Британии будут очень существенными.
Ну а новому королю Карлу III пожелаем судьбу двух первых.