Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 8-ой главы Евангелия от Марка.
В самом первом стихе девятой главы Иисус сообщает:
“И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе” [Марк. 9:1].
Эта фраза сильно напоминает ту, что записана в Евангелии от Матфея в 16 главе:
“Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём” [Матф. 16:28].
С той лишь разницей, что слова Матфея можно трактовать так, что апостолы увидят воскресшего Христа, а в Евангелии от Марка такое объяснение не подходит. По словам апостола Марка получается, что некто из стоящих рядом со Спасителем доживет до наступления Царствия Божьего? Неужто в толпе находился легендарный “вечный жид” - Агасфер?
Через шесть дней после этого Иисус, вместе с Петром, Иаковом и Иоанном ушел на гору и там показал ученикам Моисея и пророка Илью:
“И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом” [Марк. 9:4].
Потом зазвучал голос из облака:
“И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшёл глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте” [Марк. 9:7].
Внезапно видение исчезло. Описанная история практически такая же как в 17 главе Евангелии от Матфея.
Причем, спускаясь с горы, ученики спрашивают учителя про предсказание о приходе Илии, на что он разъясняет:
“Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нём, надлежит много пострадать и быть уничижену” [Марк. 9:12].
Здесь Марк отмечает, что Спаситель опирается на авторитет Ветхого завета и того, что в нем написано.
Продолжение тоже похоже на текст Евангелиста Матфея. Спустившись с горы они узнали, что оставленные ученики не смогли исцелить бесноватого, которого
“где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет” [Марк. 9:18].
Очень похоже на эпилепсию, на мой взгляд, но я не медик, на авторитет врача не претендую. Если Матфей называет причину беспомощности апостолов в их неверии, то у Марка акцент на другом:
“И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста” [Марк. 9:29].
Позднее, оказавшись в Капернауме, Христос выговаривает ученикам за желание конкурировать друг с другом:
“И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою” [Марк. 9:35].
Подобное мы читали и у Матфея в главе 20-ой.
Спаситель предлагает принимать детей:
“И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Моё, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня” [Марк. 9:36-37].
Если честно, то эту фразу я не совсем понимаю, возможно, речь идет об усыновлении сирот…
Апостолы рассказывают Иисусу о некоем человеке:
“При сём Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами” [Марк. 9:38].
Христа не смущает этот персонаж:
“Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас” [Марк. 9:39-40].
Заканчивается глава рекомендациями по отсечению рук, ног и глаз, которые соблазняют человека, чтобы ему попасть в Царствие Божие, то о чем Матфей рассказывает в 18 главе.
Десятая глава Евангелия от Марка ждет нас в следующей публикации.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь