Абсолютным большинством голосов решено: темы из закрытого банка для итогового сочинения рассматривать по очереди! Как благосклонный джин из арабских сказок, я слушаюсь и повинуюсь. И сегодня на повестке дня второй раздел: «Семья, общество, Отечество в жизни человека». Но начнём мы не с перечисления тем, а с оценки раздела в целом. Сегодня я сопоставлю первый и второй разделы банка, назову блоки внутри каждого подраздела и произведения, которые помогут аргументировать свою позицию в сочинении. А в следующей публикации дам список тем первого подраздела «Семья, род, семейные ценности», которых насчитывается 66.
Общая оценка второго раздела
1. Размер
Он гораздо компактнее, чем первый. Во втором разделе 292 темы против 609 первого раздела, притом что все повторяющиеся темы я объединяла, не считая их отдельно. Получается, второй раздел более чем в два раза меньше, что не может не радовать.
2. Рассматриваемые проблемы
Их также меньше в разы. В первом разделе предлагается порассуждать о любви и дружбе, ненависти и предательстве, целях и мечтах, познании счастья, себя, смысла жизни, о добре и зле, смелости, трусости, великодушии и т.д. Разброс огромен. Вот уже опубликованные темы:
Во втором же разделе всё гораздо конкретнее и проще. Чтобы доказать это, приведу все блоки, выделенные мной:
«Семья, род, семейные ценности» включает в себя блоки «Родители и дети», «Семейные ценности и традиции», «Взросление», «Дом». Второй подраздел «Человек и общество» содержит блоки «Конфликт и диалог поколений», «Индивид и общество», «Я и моё поколение». В третьем подразделе «Родина, государство, гражданская позиция человека» представлены блоки «Война», «Любовь к Родине, чувство долга, подвиг», «Уроки истории, время перемен».
3. Кому подходит 2 раздел?
Отлично в нём будут ориентироваться те ребята, которые готовятся к обществознанию и изучают тему взаимодействия личности и общества на многих примерах. Интересен раздел будет и тем, кого волнуют военная тема и исторические закономерности, кто готов рассуждать о подвиге и служении Отечеству. Кроме того, он подойдёт ученикам, которые не хотят слишком разбрасываться в выборе тем и, сосредоточившись только на одном разделе, проработать его от и до.
Предлагаю вашему вниманию разбор двух тем прошлого года, которые входят во второй раздел:
Литература для аргументации
Универсальным произведением для любой темы второго раздела я бы назвала роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Но, к сожалению, совсем небольшое количество учеников осваивают его на таком уровне, чтобы использовать в качестве доказательного материала в сочинении. Поэтому вот список произведений поменьше:
1. Д.И. Фонвизин «Недоросль»
2. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
4. М.Ю. Лермонтов «Бородино», «Песнь про купца Калашникова»
5. Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
6. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
7. Н.А. Островский «Гроза»
8. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
9. М. Горький «Старуха Изергиль»
10. А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
11. М. Шолохов «Судьба человека».
Подготовила Анна Терехова
Все материалы канала собраны здесь: