В 1959 году в Нидерландах в провинции Гронинген открыли гигантское месторождение природного газа с запасами в 2,9 триллиона кубометров. Чумовые деньги от продажи довольно быстро стали основным источником дохода. В Нидерландах началась "голландская болезнь"- укрепление курса валюты в результате бума в каком-то секторе экономики. В результате, газовый сектор стали развивать, а на остальное забили. В стране началась безработица.
Разработкой месторождения занимается компания Nederlandse Aardolie Maatschappij BV (NAM), это совместное предприятие Royal Dutch Shell и ExxonMobil, где каждой компании принадлежит 50% акций. Недавно компания "Шелл" обнародовала сколько денег они заработали за все эти годы. С поправкой на инфляцию газовое месторождение Гронинген принесло общую прибыль в размере 428 миллиардов евро, из которых 363,7 миллиарда получило голландское государство.
Несмотря на то, что львиную часть прибыли забирало государство, акционеры и этому рады, они считают, что прибыль была очень хорошая при относительно низких затратах: газ был сконцентрирован на небольшой территории, давление на месторождении настолько высокое, что нет надобности в компрессорах и транспортировать далеко газ не надо. Затраты на добычу за все время составили 27,8 миллиарда. И то, половина этих затрат пришлась на последнее десятилетие.
Почему же выросла затратная часть? Компенсации.На протяжении 50 лет гигантское месторождение было основой благосостояния Нидерландов. А потом неожиданно в декабре 1994 года окрестности Гронингена тряхнуло, было зафиксировано землетрясение магнитудой 2,4. Этому не придали особого значения, но чем больше выкачивали газа, тем чаще и сильнее качало землю.
За последнее десятилетие более 150000 жителей провинции пострадали от землетрясений. Более 10000 имеют проблемы со здоровьем, связанные со стрессом. В деревне Овершилд разрушено 80 % домов, которые легче снести, чем восстановить.
Некоторые жители продают дома и уезжают в другое место.Но не все могут продать свои дома. Некоторые говорят, что у них дом в ипотеке и если они даже продадут сейчас полуразрушенный дом, то все деньги уйдут в банк и они еще останутся ему должны. Жители массово начали подавать жалобы в суд и требовать компенсаций. Некоторым компенсация была выплачена, а некоторые так и ждут с моря погоды.
Полученная компенсация не покрывает ущерб. Например, одна женщина жалуется, что получила выплату 10000 евро, а у нее лежит счет на стеклопакеты на 23000. "Я не богата, - говорит женщина- и я беспокоюсь о том, что может произойти, если случится большое землетрясение. Мне придется бежать, спасая свою жизнь, если у меня будет время".
В июне этого года в Нидерландах начались общественные слушания в рамках парламентского расследования. Расследование направлено на то, чтобы точно выяснить, почему эксплуатация огромного газового месторождения повредила тысячи домов, привела к дополнительным расходам на миллиарды евро и продолжающимся спорам о том, кто за что несет ответственность.
Поскольку правительство Нидерландов рассматривает возможность возобновления добычи газа этой зимой, в Гронингене растет беспокойство. Что перевесит "безопасность превыше всего" или "газ превыше всего"?