Когнитивное искажение «эффект иллюзии правды»
Знакомые утверждения намного легче воспринять и осмыслить, чем те, которые мы слышим впервые. В результате этого у человека создается ощущение, что часто повторяемая информация является истинной.
Это связано со способностью более быстро и «бегло» обрабатывать уже знакомую информацию.
Учёные доказали этот эффект во время экспериментов. Участников просили оценить ряд высказываний на истинность. Через несколько недель или месяцев им снова давали такое задание, добавив в список новые фразы. Люди чаще называли правдивым то, что видели раньше.
Это исследование наглядно демонстрирует, что повторение утверждения повышает степень уверенности человека в истинности высказывания.
Когда что-то повторяется много раз, начинает казаться, что это правда.
С помощью эффекта иллюзии правды реклама, которая часто повторяет необоснованные утверждения о продукте или услуге, может быть эффективна. Люди начинают верить в информацию, потому что думают, что услышали её из авторитетного источника
Когнитивное искажение «эффект иллюзии правды» лежит в основе планирования любой репутационной стратегии:
- если компания новая – нужно создать большую массу разноплановых упоминаний. От клиентов, СМИ, сотрудников и пр.
- если персона неизвестная – создаем большое количество упоминаний в нужном контексте на разных площадках.
- если испорченная репутация – создаем дисбаланс в сторону нужного положительного контекста. Чтобы положительные высказывания «размывали» отрицательные.
Пул контекста создается таким образом, чтобы он выглядел правдоподобно. Позитивные и условно-позитивные высказывания транслируют разные значимые источники.
Например:
Если работаем с HR-брендом, то контекст создают «якобы бывшие работники».
Если работаем с застройщиком, то контекст создают бывшие партнеры (подрядчики, риелторы, поставщики).
Если работаем с частной школой, то контекст создают «родители и бывшие работники».
Контента должно быть много и он должен быть достоверным, типа инсайдерским, типа показывать слабые стороны, формироваться в режиме «да, но…».
Пытаясь понять, правда перед человеком или нет, он полагается на два критерия.
Первый — что он уже об этом знает
Второй — насколько знакомо это звучит.
Наша задача – создать видимость, что наш заказчик существует давно, все его знают, все им пользуются, просто ты об этом пока не слышал.
Такой подход упрощает продажи и увеличивает конверсии.
Любой, даже самый плохой продавец, может сказать потенциальному покупателю: «посмотрите про нас в Интернете, там много всего».
Клиент идет перепроверять и находит очень много информации. А когда он слышит что-то во второй или третий раз, мозг быстрее на это реагирует. Он ошибочно приравнивает такую быстроту обработки к достоверности.
Этот принцип действует и с ложными утверждениями. Можно формировать базу под любое мнение.
#серый_PR #управление_репутацией #репутация_в_интернете