Найти в Дзене

Фильм «Ошибка резидента»: наивная пропаганда

«Я в весеннем лесу пил берёзовый сок...» и пытки какого-то мужика в «музыкальной шкатулке» - это все, что я помнил из этого фильма, просмотренного в детстве. На днях пересмотрел фильм «Ошибка резидента» и увидел там кое-что интересное. Не сказать, что фильм является шедевром, но все же, это добротно снятый фильм. Во-первых — и это главное — он совершенно не скучен. За героями интересно смотреть, интересно слушать их разговоры, с ними постоянно что-то происходит. Нам рассказывают интересную историю, цельную, понятную, логичную, но об этом позже. Одним словом, нас развлекают. Во-вторых — чудесная игра актёров и хорошо проработанные характеры персонажей. Впрочем, это стандарт для советского кино. Планка в этом смысле была поднята очень высоко. Да, со спецэффектами в советском кино было не очень, но зато с актёрской школой все было в полном порядке. Как же приятно слушать красивую, интеллигентную речь главного героя! Наблюдаешь за ним и веришь на все сто процентов, что это потомственный а

«Я в весеннем лесу пил берёзовый сок...» и пытки какого-то мужика в «музыкальной шкатулке» - это все, что я помнил из этого фильма, просмотренного в детстве. На днях пересмотрел фильм «Ошибка резидента» и увидел там кое-что интересное.

Не сказать, что фильм является шедевром, но все же, это добротно снятый фильм. Во-первых — и это главное — он совершенно не скучен. За героями интересно смотреть, интересно слушать их разговоры, с ними постоянно что-то происходит. Нам рассказывают интересную историю, цельную, понятную, логичную, но об этом позже. Одним словом, нас развлекают.

Во-вторых — чудесная игра актёров и хорошо проработанные характеры персонажей. Впрочем, это стандарт для советского кино. Планка в этом смысле была поднята очень высоко. Да, со спецэффектами в советском кино было не очень, но зато с актёрской школой все было в полном порядке.

Великолепный Георгий Жжёнов в роли вражеского шпиона. Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.
Великолепный Георгий Жжёнов в роли вражеского шпиона. Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.

Как же приятно слушать красивую, интеллигентную речь главного героя! Наблюдаешь за ним и веришь на все сто процентов, что это потомственный аристократ с отличным воспитанием, а не просто переодевшийся актёр Жжёнов, пришедший на съёмочную площадку озвучивать некий текст на камеру. Мы видим перед собой графа Тульева, а не отсидевшего длительный срок советского актёра с крестьянским происхождением. В современных российских фильмах увидеть такое перевоплощение практически нереально. Какой-нибудь самовлюблённый красавчик Данила Козловский в любом фильме играет одного и того же персонажа — самовлюблённого красавчика Данилу Козловского.

И все же, особого восторга от фильма в целом, я не испытал. Мало того, он мне не понравился, оставил после себя какое-то неприятное ощущение. Второй раз пересматривать я его точно не хочу.

Попробую разобраться, почему так.

Все дело в фабуле «Ошибки резидента». Она, как бы помягче выразиться, весьма наивная и поэтому неправдоподобная. Это, по сути, чистая плакатная пропаганда, причём прямолинейная, детского уровня. Ничего удивительного в этом нет, ведь фильм снят на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького.

Это очень многое объясняет. Заставка Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького.
Это очень многое объясняет. Заставка Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького.

Поймите меня правильно — я не считаю пропаганду в кино чем-то плохим. Пропагандистское кино не обязательно является плохо сделанной халтурой. Напротив, чем лучше сделан фильм, тем легче и естественней заходит пропаганда. То же справедливо и для детского, либо подросткового фильма, детский — не значит плохо снятый.

Это сейчас слово «пропаганда» имеет какой-то негативный оттенок, в советские времена все было иначе. Пропаганда не являлась плохой или хорошей сама по себе, она могла быть вражеской, могла быть нашей. Если не доносить до населения, причём с самого детства, правильные идеи, полезные для нашей страны и общества, будьте уверены, свято место пусто не бывает. В головы населения тут же зальют вражескую пропаганду, с вредными для страны и общества идеями.

Как я уже упоминал, главный упор пропагандистами делается на воспитание подрастающего поколения в нужном ключе. Отсюда и выбор жанра и студии.

В СССР не было культуры комиксов про супергероев, как в США, но фильмы про супергероев были. «Ошибка резидента» это советский аналог всех этих «Суперменов», «Человеков-пауков» и прочих «Бэтменов». Киностудия имени Горького — аналог студии Марвел.

Любой всесильный Супермен или Железный человек это, прежде всего, американский Супермен. Где надо, мелькнёт в кадре американский флаг, прозвучит американский гимн, а рожу набьют очередному немцу, арабу или русскому. Если в фильме не будет вышеперечисленных врагов, ввернут какую-нибудь шпильку в эпизоде, типа стереотипного русского бандита либо украденного у бестолковых русских атомного заряда.

Супергерои (далеко не все) Американской киностудии детских и юношеских фильмов Марвел. Источние изображения - cinemablend.com
Супергерои (далеко не все) Американской киностудии детских и юношеских фильмов Марвел. Источние изображения - cinemablend.com

Американский супергерой — символическое олицетворение американской силы, настойчивости, веры в себя и индивидуализма. Его победы — символ побед Америки.

В «Ошибке резидента» супергерой коллективный, КГБ, но тем не менее, это все тот же супергерой. Он всемогущ, он всесилен, он непобедим. Ещё вражеский шпион не успел перейти границу, а КГБ уже знает, кто он, где он, что ему нужно и что он будет делать. Они знают все его местные контакты, следят за всеми, контролируют всех. Мало того, мастерски подводят своего оперативника к шпиону в ближайшие подручные, не говоря уже о коллегах-таксистах, которые тоже агенты. КГБ всегда на несколько шагов впереди. Да, в какой-то момент резиденту удаётся выйти из-под опеки, но это не даёт ему решительно ничего, его чуть позже все равно находят, а КГБ не теряет при этом вообще ничего.

Советские супергерои. Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.
Советские супергерои. Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.

Самое главное, они прекрасно знают, из-за чего весь сыр-бор. Шпион изначально впустую проводит свою миссию, воруя пробы земли и воды в том месте, где нет никакого атомного объекта. У него вообще, изначально, нет никаких шансов украсть хоть какую-то полезную для врага информацию. КГБ обводит западные спецслужбы всухую, играет с ними, как кошка с мышкой, причём со слепой, глухой и хромой на все ноги мышкой.

До вражеского шпиона, вероятно, начинает доходить, что шансов на успех против советских супергероев у него нет. Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.
До вражеского шпиона, вероятно, начинает доходить, что шансов на успех против советских супергероев у него нет. Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.

Советский супергерой, КГБ, настолько же могуч и неуязвим, как и какой-нибудь Супермен, который умеет летать в космосе и способен обратить время вспять, раскрутив планету в обратную сторону.

Вероятно, это прекрасно воспринималось подростками (да и взрослыми) в 1968 году, но теперь это выглядит натягиванием совы на глобус, каким-то анекдотом. Этот фильм на сегодняшний день безнадёжно устарел, его невозможно воспринимать без иронии, серьёзно, как это задумывалось в шестидесятых. Речь вовсе не о том, что сегодня КГБ называется по-другому, и никто не переходит границу на коровьих копытах, нет. Пока существуют государства, существуют спецслужбы. Всегда будут разведчики и противостояние спецслужб. Речь идёт о самой подаче.

В «Ошибке резидента» нет противостояния, есть избиение младенцев. КГБ в фильме ошеломляюще силён, что, видимо, правильно было с точки зрения государственной пропаганды, но напрочь убивает сюжет. Зачем переживать за советских разведчиков, если они всесильны и неуязвимы, если у них нет особых трудностей? Нет смысла переживать за толстенную каменную стену, в которой нет ни одной трещинки. Стоит и будет стоять.

А вот вражеских шпионов становится даже как-то жалко, что не правильно, исходя из того, что все это бывшие нацисты, каратели и прочие гады, служившие немцам.

Что характерно, фильм «Ошибка резидента» устарел задолго до развала СССР. Фабула о всесильных разведчиках прекрасно воспринималась в шестидесятых, но уже в середине следующего десятилетия зрители массово иронизировали над следующим супергероем — Штирлицем (кстати, та же студия имени Горького), придумав десятки анекдотов про его феноменальную суперспособность вывернуться из любой безнадёжной ситуации.

А уже в восьмидесятых была снята прекрасная комедия «Дежа вю», где тот же сценарный ход, который в «Ошибке резидента» был подан на полном серьёзе, воспринимался сплошным фарсом, добавляя градус анекдотичности и гротеска, усиливая комедийный эффект. Незадачливый наёмный убийца, прибывший в СССР, окончательно сошёл с ума, узнав, что все это время был под полным контролем спецслужб. Что все эти люди — сосед по комнате, соседи по гостинице, даже сторож на кладбище — следящие за ним спецагенты.

Сейчас несчастный гангстер окончательно сойдет с ума: вокруг одни оперативники. Кадр фильма "Дежа вю", скриншот.
Сейчас несчастный гангстер окончательно сойдет с ума: вокруг одни оперативники. Кадр фильма "Дежа вю", скриншот.

Повторюсь, пропаганда в кино вполне имеет место быть, тем более, если кино снимается за счёт государства, но она не должна быть настолько прямолинейной, тем более, на ней не должен строиться весь сюжет. Пропаганда вещь хрупкая и очень легко может превратиться в контрпропаганду, если зрители начнут задавать вопросы.

Именно поэтому американские супергерои это выдуманные персонажи, действующие в фантастическом мире. С ними происходят всякие фантастические истории, а пропаганду нам показывают походя, часто мы её даже не замечаем и не осознаем. С другой стороны, советские супергерои — всегда реальные люди, несущие реальную службу. В этом и состоит их уязвимость.

Никто в США на полном серьёзе не спросит, где был Супермен, когда террористы атаковали башни-близнецы 9/11. Никто не будет предъявлять Бэтмену за преступность на улицах Детройта.

А вот супергероев из КГБ мы можем спросить, как они, такие всемогущие, могли допустить разложение и перерождение элит, развал и разворовывание страны. Может, то что вы нам тут показываете в кино, это ложь и туфта? Может, вы нам банально врёте? А может, вы не какие не супергерои, а активные участники того самого разложения, распада и разворовывания?

Ну ладно современные мы, знающие, чем все закончилось. Уже зритель 1968 года мог бы спросить, как такой всемогущий и все знающий КГБ — каким он нам демонстрируется весь фильм - допустил наличие в стране целой толпы нацистских пособников? Почему они спокойно живут среди нас, работают, ходят по улицам и ещё умудряются работать на иностранные разведки? Почему суд, репортаж из которого смотрит по тв один из таких непойманных негодяев, проходит через 23 года после окончания войны?

Вот это острое несоответствие того, что нам показывают в кино и того, как дела обстоят на самом деле, фальшь пропаганды, и делает вроде бы отлично снятый фильм «Ошибка резидента» с отличными актёрами, по моему мнению, неудачным.

Пожалуй, лучший момент фильма, по-настоящему искренний и драматичный. Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.
Пожалуй, лучший момент фильма, по-настоящему искренний и драматичный. Кадр фильма "Ошибка резидента", скриншот.

Удивительно, но моё детское восприятие точно отметило те единственные по-настоящему удачные вещи, что есть в кино: песня про весенний лес и вправду отличная, а тот эпизод с пытками разведчика в «музыкальной шкатулке», это единственный момент, когда положительному герою грозит реальная опасность, когда нам показано то самое противостояние, когда нам есть за кого переживать. Когда железобетонную стену пропаганды прорывает настоящий драматизм.