Запоздалый текст о премьере "Золотой теленок" в Кемеровском театре драмы.
Новость о том, что режиссер и актер Музыкального театра Кузбасса Михаил Сабелев ставит в кемеровской драме "Золотого теленка" удивила меня еще в начале лета. Истории о комбинаторе и авантюристе Остапе Бендере манят легким отношением к жизни.
Михаил Сабелев попытался соединить три подхода к материалу. Первый, родной для режиссера, подход основан на вокально-инструментальной выразительности образов героев. Второй подход, предполагающий драматическую наполненность образов, определил актерский ансамбль. Третий подход продиктован замыслом авторов романа И. Ильфом и Е. Петровым - создать энциклопедию жизни страны 1920-х годов. Дабы не ущемить в правах ни один из подходов, спектакль растянулся на три с половиной часа и был наполнен музыкой, пением и блестящей актерской игрой не столько главных, сколько второстепенных героев.
В некоторых сценах мне казалось, что этот спектакль - тонкая пародия на классический театр. Вставки декламации, пафос главных героев и скучные переходы от сцены к сцене вызывали ощущение постиронии. Но потом, я подумала, что ткань спектакля просто разрывают на части все вышеупомянутые подходы. Лично мое внимание притягивал вкус художника по костюмам и актеры, видимо получившие карт-бланш в создании своих персонажей.
Феномен популярности романов про Остапа Бендера в России связан с советской ментальностью. Хорошим людям неприлично говорить о деньгах. А Остап говорит. Причем говорит бойко, хлестко. Образ Остапа в романе и кино построен на авантюризме и дистанции к комичным мелким горожанам. В сознании зрителей и читателей он воплощает обаятельного и артистичного негодяя. Его противоположностью выступает Александр Корейка. Вообще-то Корейко тоже негодяй. Но в отличие от Бендера, Корейка удачливый и прозаичный мерзавец. Скучный, скрытный, неинтересный, наполненный страхами человек во все времена не привлекательный для зрителей герой.
Но в отличие от советских времен, сейчас в обществе поощряется финансовая независимость, накопление и сохранение богатства. В свете изменившихся базовых настроек в обществе характеры главных антагонистов романа понимаются иначе. Александр Иванович Корейко трагикомичный герой с вполне четким видением этого мира. А Остап Бендер авантюрист, гоняющийся за призрачными мечтами. Финал спектакля - выглядит как попытка оправдать героя и приземлить его в реальном мире любовью к Зосе. Финальные рассуждения о деньгах Корейки и Бендера забрасывают зрителя в нашу рутинную жизнь. И лично для меня была очевидна правота Корейко. Выбор Остапа между деньгами и Зосей сделал образ Михаила Быкова более человечным, но не приблизил к идеалу рационального современника.
Кому будет интересен этот спектакль? Людям, любящим образы И. Ильфа и Е. Петрова; усидчивым, терпеливым и многофункциональным зрителям, готовым принимать все три подхода к интерпретации материала; поклонникам артистов кемеровского театра драмы; всем зрителям, разделяющим с Бендером ироничное отношение к жизни.