Найти тему
phobosov

Стрит-арт учит тому что такое форклюзия

Сначала Фрейд открыл вытеснение. Это когда то или иное слово (означающее) словно подвергается цензуре, то есть когда его непосредственное употребление становится проблематичным, или, скажем так, сопряжено с определенными психическими затратами. Каковы последствия такой процедуры как вытеснение? У Лакана есть фраза: «вытеснение и возвращение вытесненного - это одно и тоже». То есть: вытесненние некоторого означающего приводит к тому, что все остальные означающие языка как будто берут его на себя. Посему отсутствие означающего превращается в его невидимое присутствие. Это вытесненное означающее становится вездесущим, слышаться ото всюду. Например как в школе у подростков: невозможно вслух на уроке произносить слова, имеющие прямое сексуальное значение, но из-за этого самая на первый взгляд нейтральная фраза вдруг всеми воспринимается как самая что ни на есть скабрезная и вызывает смех. Отсюда получается, что вытеснение становится инструментом, позволяющим обходиться с нехваткой означающего: любое отсутствующее означающее, если при этом к нему применим механизм вытеснения, всё равно присутствует в языке. Нехватка чего угодно в бытии становится доступной, оперантной, к ней можно подступиться с помощью языка. Хороший пример - советское кино. Находясь под цензурой, то есть не имея возможности прямо говорить о некоторых вещах, оно обходилось с этой невозможностью точно так же как работает вытеснение. Посему, если вы хотите точное высказывание например о тоталитаризме, политических преследованиях, то есть о вещах, о которых невозможно было говорить в советское время - смотрите советское фильмы. 

Совершенно иной механизм - форклюзия. Его описывает Лакан, хоть и под грифом того, что он якобы его заимствует у Фрейда. Форклюзия - это изъятие означающего, но не в смысле его забвения или цензурирования, а так, словно оно никогда не существовало, на его месте в языке ничего никогда не было. И если вытеснение учит нас тому, что операция над одним означающим никак не затрагивает структуру языка - язык все равно остаётся полным, не возникает пустого места, остальные означающие как бы говорят на месте отсутствующего, то форклюзия создаёт буквально дыру, зияние в языке. Каковы последствия? Выше я сказал, что вытеснение - это аппарат обхождения с нехваткой. Отсюда язык - это возможность сказать то, чего нет, чего непонятно, к чему нет непосредственно доступа, что невыносимо. Позволю себе даже радикальное высказывание: благодаря этому язык позволяет не сойти с ума при столкновении с чем угодно в реальности, обойтись с этим. 

Форклюзия же лишает этого инструмента. Нехватка значения, смысла, с чем неминуемо сталкивается человек в своём бытии, перестаёт быть тем, что может быть высказано, с чем можно обойтись с помощью языка, она теперь становится частью реальности. Любое столкновение с отсутствием смысла грозит тем, что в реальности человека возникает дыра, отсутствие. Причём это не просто отсутствие, но то, которое имеет к нему непосредственное отношение, буквально затрагивает его тело. Это прекрасно показано например у Кубрика в Космической Одиссее, помните, это тот эпизод в конце фильма, когда главный герой изымает физические схемы искусственного интеллекта и его речь постепенно рассыпается… 

Любой политический режим немыслим без той или иной формы цензуры, точно так же как человек и человеческое, включая поэзию, юмор и искусство, немыслимы без вытеснения. Но то, с чем мы сейчас сталкиваемся в нашей политической реальности - это нечто большее, так как оно атакует художников и всех тех, чей инструмент перо и микрофон, то есть всех тех, кто обеспечивает возвращение вытесненного, возможность продолжать говорить о том, что почему-то невыносимо режиму. В этом смысле художники позволяют не сойти с ума, обойтись с невыносимым, и оберегают от столкновения с дырой в реальности. Вопрос лишь в том, распад чего мы рано или поздно будем наблюдать. Я бы хотел быть оптимистом, и считать питерский стрит-арт предсказанием.