На Сталино (именно так именовалась столица Донбасса в военные годы) напали фашисты. Немцы приказали итальянцам захватить железнодорожную станцию, с чем итальянская армия прекрасно справилась.
Первое сражение итальянцев на Украине.
Итальянской армии потребовалось около месяца, чтобы дойти до СССР. Кроме того, подразделения, плохо обеспеченные техникой не могли угнаться за наступлением фашистов. Первая битва состоялась 10 августа 1941 года у населённого пункта Вознесенск. Часть подразделения «Пасубио» вступила в сражение с красной армией. Итальянскую армию поразило мощное сопротивление и огромное количество потерь.
Тем временем подразделение «Торино» передвигалось по дорогам Бессарабии и Румынии. Данная дивизия в конце лета предстала перед приехавшим на фронт Муссолини – на смотре-параде под Уманью. После длительного и изнуряющего марша бойцы «Торино» выглядели не лучшим образом.
18-е подразделение берсальеров оставило в избе одного из посёлков доктора и два десятка пострадавших. Однако русские казаки смиловались над тяжелораненными: обеспечили людей питьём и лекарствами. Однако сразу явился политрук, и пострадавших пришлось ликвидировать. В живых остался всего один человек. Некоторое время он лежал на земле, а вскоре сумел вползти в один из дворов, где его схоронила добрая женщина в сарае.
Захват железнодорожной станции.
Согласно плану командира взвода фашистов, итальянская армия в октябре того же года двинулась на запад и ударила по столице Донбасса. А немцы тем временем нападали с южной стороны.
До наступления фашисты смогли прорвать оборону 383-го стрелкового подразделения в р-не Марьинка – Александровка и сумели захватить населённый пункт Рутченково, чтобы итальянской армии было легче атаковать с запада.
Железнодорожную станцию захватывало подразделение «Челере», двумя колоннами. Третий берсальерский полк совершил необычный маневр у Софьи и подступил к столице. Полк под названием «Новара» атаковал территорию от ст. Роя до Кураховки. Хотя войска Красной Армии сильно сопротивлялись, итальянские подразделения одержали победу.
Фашисты не воспринимали мародёрства и беспечности итальянцев.
Интересные воспоминания об итальянских войсках на фронте писал командующий бельгийским партизанским подразделением «Валлония» Леон Дегрелль:
«Небольшого роста, смешные в собственных двууголках или касках со снопами петушиных перьев, всегда готовы были пообщаться. Однако итальянцы не понимали фашистов. А немцы, в свою очередь не выносили мародёрства, беспечности, любезности и регулярного пустословия: это было противно немецкой строгости. Однако, немцы итальянцем тоже были не по нраву.
Командир поведал, что солдаты не выносили тяжкой работы:
«Они не собирались понимать нашу концепцию работы. Они думали, что много трудиться – это глупо. Немцы просто возмущались, если кто-то из итальянцев говорил, что труд изнашивает граждан», - заканчивает свой рассказ Дегрелль.
Согласно воспоминаниям бельгийца, часовые Италии регулярно оставляли свой пост и могли проводить собственное время где угодно. Очень часто итальянцы болтали и гуляли с женщинами в какой-нибудь избе.
Как-то раз солдаты поплатились за свою рассеянность. На соседней с бельгийцами территории русская армия сумела окружить три посёлка, которые были захвачены итальянцами; караульных там, естественно, не было. Все солдаты были перебиты русскими казаками.
И ещё один интересный факт: взятие данной станции зачастую ошибочно именуют «захватом Донецка итальянцами».