Алалия - это диагноз, при котором полностью или частично отсутствует речь.
Такой диагноз бывает самостоятельным заболеванием или сопутствовать другому психическому расстройству,т такие как аутизм или умственная отсталость. Если алалия самостоятельный диагноз у ребенка, то малыш имеет нормальный интеллект, а значит, причина кроется в органических поражениях речевого центра головного мозга.
Во время беременности эта болезнь может развиться из-за внутриутробных инфекций, маточно-плацентарной недостаточности или хронической гипоксии плода.
Причины возникновения алалии во время родов: родовые травмы, обвития пуповины, слабости родовой деятельности, раннее отхождение околоплодных вод.
В течение первого года жизни ребенка причиной может стать перенесенные инфекции: краснуха, менингит и другие.
Алалия бывает трёх видов:
- Моторная (экспрессивная) — ребенок слышит и понимает речь взрослых, но того или иного нарушения.
- Моторная алалия — обусловлена поражением центра Брока. В раннем возрасте нередко сопровождается отсутствием лепета. Возможно полное отсутствие речи, использование отдельных слов, непонятных для окружающих («матяка яля» — «машинка у Лены») или развернутая фразовая речь с незначительными отклонениями: сокращениями, заменой или нарушением порядка слов. При этом ребенок понимает, что говорят взрослые, например, может выбрать нужный предмет или показать правильную картинку. Характерной особенностью при восприятии речи является непонимание предлогов, приставок и окончаний. Из-за этого малыш не различает фразы типа «лежит кошка» и «лежат кошки».
Наряду с нарушениями речи часто выявляется неврологическая симптоматика:
- неловкость,
- нескоординированность движений,
- слабо развитая моторика рук.
Дети не могут научиться шнуровать ботинки, плохо застегивают пуговицы, испытывают выраженные трудности при складывании мозаики и т.д. Возможна быстрая утомляемость, нарушения внимания, памяти и восприятия, излишняя расторможенность или, напротив, малоподвижность. Если интеллект первично не нарушен (как при умственной отсталости), то тогда интеллектуальное развитие страдает вторично, из-за отсутствия нормальной коммуникации, и восстанавливается по мере развития речи.
Сенсорная алалия — обусловлена поражением центра Вернике. Встречается реже моторной и тяжелее поддается коррекции. Речь не развивается, потому что ребенок не понимает смысла сказанных слов и не связывает эти слова с конкретными предметами. Часто наблюдаются эхолалии — повторение фраз, сказанных окружающими. Самостоятельная речь бессвязна, состоит из бессмысленных звуков и обрывков слов. Наблюдаются пропуски слогов, замена звуков, навязчивые повторения слогов или звуков и объединение частей различных слов в одно слово.
У детей с сенсорной алалией часто предполагают наличие нарушений слуха, расстройств аутистического спектра, умственной отсталости. С целью проверки слуха необходима консультация сурдолога и проведение диагностических мероприятий с использованием специальной аппаратуры.сам не говорит или говорит очень плохо.
Сенсорная (импрессивная) — при нормальном слухе малыш не понимает речь других людей.
Смешанная (мотосенсорная или сенсомоторная) — страдает как понимание, так и активная речь, при этом обычно наблюдается преобладание
По статистике, задержкой речевого развития страдает каждый 5-й ребенок.
Как предотвратить задержку речевого развития? И что делать, если поставили ЗРР?
Ответы на эти вопросы вы найдете на вебинаре.
Содержание вебинара:
1. Актуальность проблемы задержки речи у детей.
2. Как формируется речь в процессе роста и развития ребенка.
3. Виды речевых нарушений.
4. Виды задержек речи.
– Алалия. ЗРР алалического характера.
– Дизартрия. ЗРР дизартрического характера.
– Ринолалия. ЗРР ринолалического характера.
– ЗРР, обусловленная нарушениями слуха.
– ЗРР аутического характера.
– ЗРР, обусловленная ЗПР.
– ЗРР, обусловленная интеллектуальной недостаточностью.
5. Диагностика задержек речи в раннем возрасте (0-3 г.).
6. Коррекция задержек развития речи.
6.1. Медикаментозное лечение.
6.2. Логопедическая коррекция.
6.3. Аппаратные методы коррекции.
6.4. Телесные методы.
7. Что родители могут делать сами для профилактики и коррекции задержки речи у своих детей?
– Как развивать гуление и лепет.
– Игры и упражнения на формирование зрительного и слухового восприятия.
#особенныйребенок #дцп #дцпнеприговор #реабилитация #аутизм #особенныедети #дети #особыедети