Моё студенчество и время после него были тесно связаны с радио, я уже много раз про это писала.
Но радио - это не только прямые эфиры. Это запись программ, рекламы, озвучек фильмов и прочее, и прочее. Записывают все эти вещи в специальных таких маленьких будках (Юрий Алексеич, есть у них какие-то специальные названия? что-то не могу припомнить). Там на стенах звукопоглощающие материалы, на полу ковёр, перед тобой микрофон и бумажка с текстом в руке. И ты один на один с этим микрофоном.
В первую такую "будку" меня, ещё студентку, привел мой знакомый Егор. Он работал на одной из кемеровских радиостанций, и, как все радийщики, занимался производством радиорекламы. Ему нужен был женский голос.
Я сама много раз писала сценарии для рекламных аудиороликов, так вот голоса там описывают примерно так: "женский голос, мягкий, теплый, говорит неспешно", или "звонкий женский голос, бодрый, энергичный, чеканит слова". В случае Егора нужен был женский голос, высокий, который истерично, на повышенных тонах, спрашивает, когда же будут скидки (не помню, что точно, но предположим, что скидки).
И вот Егор снаружи будки, я внутри. И он говорит мне прямо в уши (я в наушниках, и слышу его): "Жень, ну давай попробуй поистерить, покричи "Когда же будут скидки?!" Ну, я взволнованно говорю, мол, ой, ну когда же скидки. Егор говорит: "Нет, не то, больше волнения, чтобы голос срывался, громче". Я пытаюсь ещё раз - не получается. Ещё раз - получается только хуже. Я же спокойная приличная девушка, воспитанная, не могу я истерить, глядя на микрофон в замкнутом пространстве.
При этом Егор, находящийся по ту сторону будки, ухитряется очень живо мне показывать и истерику, и вопли, и визги. Он предлагает мне повизжать - я не могу. Покричать просто так - я не могу.
(попробуй, дорогой читатель, просто так истерично повизжать определенный текст, когда на тебя смотрит мало знакомый, но очень приятный тебе человек, и обстановка непривычная. Это ужасно сложно)
В общем, высокий голос, спрашивающий в истерике, когда же скидки, никак не получается. Такое поведение, такой тон полностью противоречат моей сущности, моему характеру. Я, как уже неоднократно было тут написано, представляю себя крайне приличной и выдержанной. В юности это было в гипертрофированном виде.
И тут Егор говорит: "Жень, ну, ты просто оставь Женю за дверью. Оставь своё "я", свой характер, свои принципы вот тут, а туда возьми просто голос". Я настолько впечатлилась этим призывом, что запомнила его на десятки лет. Но в тот раз отделить себя от своего голоса не смогла, женский голос потом был найден другой. А для меня это был досадный провал, некоторое разочарование в себе.
Я потом ещё многократно записывалась в "будке" - когда писала другие, менее эмоциональные рекламные ролики, когда записывала программы на радио, отрывки текстов для литературных проектов. Визжать в микрофон с тех пор, правда, ни разу не приходилось. И мне до сих пор интересно, смогла бы я сейчас в такой ситуации "оставить Женю за дверью", ведь сегодня уже гораздо интереснее и радостнее побыть кем-то не тем, кем ты являешься. Да и в истериках я за эти годы поднатаскалась.
Я почему вспомнила тот случай. Сегодня по работе приехала на видеостудию, записывать промо-ролик для одного мероприятия. Мне сказали: приедешь, скажешь текст на камеру, уедешь. Текст на 40 секунд - фигня, у меня же опыт, голос поставлен более-менее, быстро управимся.
И вот я приезжаю. Меня сажают в кресло к визажисту, гримируют прям по-серьёзному (а я думала, что просто припудрят), и сообщают, что у них вообще-то КОНЦЕПЦИЯ! Что снимать будут с нескольких ракурсов, и должно быть всё динамично и даже дерзко. Ну, ладно, думаю, посмотрим.
В студии был телесуфлёр, то есть текст шел передо мной. Я прочитала его один раз тестово. Потом ещё раз, "прибрав руки". Потом молодой человек за камерой сказал: "Поймайте настроение, должно быть прямо драйвово, с напором, чтобы подача даже, может, немного агрессивная". Ну, где я и где агрессия. Но тут я подумала: а оставлю-ка Женю за дверью!
"Что ж, - говорю режиссеру, - побудем немного Ирадой Зейналовой?" Он рассмеялся, говорит: "Пойдёт!"
Ну, я и попыталась и подачу динамичную, и жестикулировать, и с прищуром говорить о том, что я Евгения Борисова и представляю единственное на рынке сертифицированное решение... И потом делала вид, что вхожу в студию и готовлюсь к эфиру. Постановочно убирала волосы раз 10. Поворачивалась, эффектно засовывала руку в карман брюк и смотрела в камеру. И ещё раз, и ещё. Как настоящая модель!
В общем, я собой довольна. Организаторы, вроде бы, тоже удовлетворены.
Но вышла я оттуда, выжатая, как лимон. Просто еле до дома дотащилась. Расставаться с собой, даже на время, очень нелегко. Энергозатратно.