Найти в Дзене
Дочь Фрейда

Я боюсь людей...

Социофобия  Некоторые проявления страха аудитории кажутся нарочно выдуманными для унижения. Джон Маршалл. Социофобия (Social Phobia, 1994).  Специфическая фобия - страх публичных выступлений встречается у многих людей. Если и я представлю перед собой многотысячный стадион, мне тоже становится не по себе.  Когда-то мне становилось не по себе и при выступлении перед классом, особенно предательски вел себя в этом отношении румянец. Меня преследовала эритрофобия (страх покраснеть на публику). Иногда от страха я теряла дар речи, забывала стих и т.д.  Сейчас при выступлении на небольшую аудиторию я чувствую себя вполне комфортно, и даже получаю удовольствие от процесса. Моя уверенность в целом, да и как докладчика, возросла. При выступлении на большую аудиторию сложно предугадать настигнет ли меня предательский румянец, забуду ли я текст, или справлюсь на ура).  На самом деле я не знаю людей, по крайней мере из тех, у кого я уточняла этот вопрос, кто не волновался, особенно перед первыми

Социофобия 

Некоторые проявления страха аудитории кажутся нарочно выдуманными для унижения. Джон Маршалл. Социофобия (Social Phobia, 1994). 

Специфическая фобия - страх публичных выступлений встречается у многих людей. Если и я представлю перед собой многотысячный стадион, мне тоже становится не по себе. 

Когда-то мне становилось не по себе и при выступлении перед классом, особенно предательски вел себя в этом отношении румянец. Меня преследовала эритрофобия (страх покраснеть на публику). Иногда от страха я теряла дар речи, забывала стих и т.д. 

Сейчас при выступлении на небольшую аудиторию я чувствую себя вполне комфортно, и даже получаю удовольствие от процесса. Моя уверенность в целом, да и как докладчика, возросла. При выступлении на большую аудиторию сложно предугадать настигнет ли меня предательский румянец, забуду ли я текст, или справлюсь на ура). 

На самом деле я не знаю людей, по крайней мере из тех, у кого я уточняла этот вопрос, кто не волновался, особенно перед первыми своими публичными выступлениями. 

Так что выступление это навык, со временем боязнь проходит, чаще всего (но не всегда). 

Ты приобретаешь опыт, и уже видя, как тебя слушают, задают вопросы, раз за разом, тебе становится комфортным выступление перед публикой. И ты в какой-то момент начинаешь «кайфовать» от процесса. Но не все люди готовы улучшать свой навык выступления на публике и всеми силами избегают публичных выступлений. 

У людей, страдающих от общего подтипа социофобии, вызывает стресс любой социальный контакт. Самые обычные мероприятия вроде корпоратива, деловых встреч, собеседований и романтических ужинов становятся поводом для серьезной эмоциональной встряски и разнообразных физических проявлений. 

Тяжелая форма фобии превращает жизнь в непрекращающийся кошмар. Банальное социальное взаимодействие – поговорить с продавцом или перекинуться парой фраз в незнакомой компании – вселяют ужас. Многие социофобы настолько мучительно переживают возможность социальных контактов, что подвергают себя полной изоляции, хотя потребность в общении остается, на фоне вынужденного одиночества у человека могут возникать суицидально-депрессивные наклонности. 

Кроме того, социофобы, чтобы заглушить тревогу или другие негативные переживания и хоть как-то раскрепоститься могут прибегать к приёму психоактивных веществ. Со временем частое употребление может привести к формированию зависимости, алкогольной, наркотической, лекарственной. Страдающие социофобией люди боятся в числе прочего выдать свою тревожность, тогда как все ее симптомы довольно заметны окружающим. Социофобы боятся из-за неуклюжести в общении или физических проявлений тревоги – стыдливого румянца, дрожи, заикания и пота – показаться слабыми или некомпетентными. От этого они нервничают, заикаются и краснеют, нервничая еще больше, и в результате еще сильнее заикаются и краснеют, попадая в замкнутый круг из усиливающейся тревоги. 

Чего же мы боимся? Красных щек или опозориться. Основная движущая сила страха в случае социальных фобий – стыд. 

Кому не свойственна некоторая степень нервозности при взаимодействии с чужими людьми? Кому из нас не делалось слегка неуютно от необходимости заводить светские разговоры с незнакомцами? Кто не волнуется хотя бы чуть-чуть перед тем, как выйти на сцену или представить что-то на суд аудитории? Такая тревожность нормальна и даже адаптивна. На заре человечества стыд, как и другие эмоции, возник как адаптивное качество, грубо говоря, чтобы соплеменники не выгнали нас из племени. Стыд перед соплеменниками говорил нам, что мы что-то делаем не так. Изгнание из племени тогда – означало смерть. Сейчас стыд, как и тревога порой приобретают неадаптивные черты, так как чрезмерны, ведь вас не ждут голодные волки, если вы завалите доклад, но ощущения порой именно такие. 

Если тревога приводит не к мобилизации ресурсов, а к полной дезадаптации: не можете вымолвить и слова, начинаются желудочно-кишечное расстройство, вообще можете упасть в обморок и сами Вы справиться с этим не в силах, то Вам требуется лечение с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии: 

необходимо изменить ваши иррациональные убеждения приводящие к излишней стыдливости, тревожности. В том числе проводится так называемая экспозиционная терапия.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников